Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

Отчет губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства за 2015 год



Добрый день, уважаемые депутаты, дорогие земляки!
Прошлый, 2015 год, во многом перекроил карту наших общих планов на будущее и еще больше – путей, которыми мы планируем достичь установленных целей. Баланс мировой экономики изменился, и не только на энергетическом рынке. Геополитические акции отдельных стран стали тромбами в кровеносной системе экономики и промышленности, привели к свертыванию многих значимых для общества процессов в мире.
Мы использовали этот период для напряженной работы над собой, проведения порой болезненных, но нужных изменений. К их реализации мы приступили, приняв План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Он прошел широкое экспертное, общественное обсуждение. Вобрал в себя идеи, рожденные в профессиональной среде.
Помимо структурных преобразований, сосредоточенных в области фундаментальных экономических показателей, в нём заложены решения, направленные и на решение неотложных текущих задач.  
На приоритетах нашего движения вперед я подробно остановилась месяц назад в обращении. Сегодня сосредоточусь на показателях, характеризующих базу, на которую мы опираемся для дальнейшего развития.
По итогам 2015 года валовый региональный продукт Югры превысил 2 триллиона 918 миллиардов рублей. Предприятия нашего округа, югорчане обеспечили около 8% от общего объема промышленного производства России и порядка 15% от суммарных поступлений в консолидированный бюджет страны.
Мы получили максимальные за всю историю инвестиции в основной капитал – 731 миллиард рублей. В Югре на каждого жителя приходится свыше 442 тысяч рублей инвестиций, по сути вложений в будущее региона. Так, по реализованным с 2014 года инвестиционным проектам (таким как строительство Няганской ГРЭС, создание завода по производству древесно-стружечных плит в Советском, реализация комплексного инвестиционного проекта компании «Сибур») бюджет автономного округа дополнительно получает 2 миллиарда рублей в год.
На фоне снижения объема добычи нефти на истощающихся традиционных месторождениях, в 2015 году индекс промышленного производства составил 99,2%, что стало наименьшим сокращением за последнюю пятилетку (минус 0,8% вместо традиционных 1,5%).
Нашей задачей является обеспечение устойчивого роста промышленного производства. В области ТЭК мы закладываем его основы сейчас, формируем резервы. Например, ожидалось, что по итогам 2015 года будет получен прирост запасов на уровне 57 миллионов тонн нефти, фактически по оперативным данным он составил почти 150 миллионов тонн.
За этими статистическими данными стоит энергия отдельных компаний и целенаправленная политика лидеров отрасли, комплекс фискальных и административных стимулов, который последовательно реализуется у нас в автономном округе. На данном этапе значение таких мер очень трудно переоценить. Поэтому мы продолжим адаптировать их к новым условиям.
Сводной характеристикой состояния региона стало исполнение целевых показателей майских Указов Президента России. По предварительной оценке, из 117 наблюдаемых показателей годовые, а в отдельных случаях опережающие годовые значения, были получены по всем индикаторам.
Ещё один интегральный показатель – это исполнение консолидированного бюджета автономного округа. По сравнению с 2014 годом его доходы в прошлом году выросли, он исполнен с профицитом. Физический объём государственного долга остался на уровне 2014 года. Сохранен резервный фонд в размере 5 миллиардов рублей. Таким образом, мы не вышли за параметры нашего финансового плана.
И все же, люди закономерно тревожатся. В 2015 году росли цены на товары и услуги, у югорчан снижались доходы. На это указывает и показатель, который ушел в минус по итогам 2015 года – реальные располагаемые денежные доходы населения. Они составили 93,1% к уровню 2014 года. Считаю, что это главный вызов, стоящий перед нами.
Теперь о том, что в 2015 году сработало на предотвращение обвала этого индикатора.
Прежде всего, мы поддержали рост заработной платы в бюджетном секторе, так как она играет роль маркера для всего рынка труда. Опережая федеральный график роста зарплат бюджетников в предыдущие годы, мы не «заморозили» индексацию заработных плат бюджетникам. Понимая, как это важно для людей именно сейчас, выделили дополнительно 4,3 миллиарда из бюджета округа.  
Оглядываясь на государство, частный бизнес также увеличил расходы на фонд оплаты труда. Предварительные данные показывают, что средняя заработная плата выросла во всех отраслях и сегментах югорской экономики, в некоторых – заметно. Если брать регион в целом, то среднедушевые доходы населения повысились с 41 тысячи 700 до 44 тысяч 100 рублей. За период с 2010 года средняя заработная плата 1 работника выросла в 1,4 раза, доход пенсионера – в 1,6 раз.
Другая важная составляющая – возможность получить работу. Одно дело – быть недовольным темпами роста своей зарплаты, и совсем другое – потерять работу без возможности трудоустроиться вновь, и, как следствие, не прокормить свою семью. Поэтому в 2015 году внимание Правительства Югры было сосредоточено на реализации мероприятий активной политики занятости. Были приняты дополнительные меры – организованы стажировки для выпускников вузов и колледжей, призванные повысить их конкурентоспособность на рынке труда, на 40% увеличены компенсации расходов работодателей по оплате труда работников, участвующих в мероприятиях временного трудоустройства.
На выходе мы получили 3 тысячи постоянных и 23 тысячи временных новых рабочих мест. Особое внимание уделено созданию наиболее благоприятных условий трудоустройства для уязвимых групп населения – одиноких и многодетных родителей, граждан предпенсионного возраста, югорчан с ограниченными возможностями здоровья. Из числа последних за год получили новую работу 921 человек.
В результате, по итогам 2015 года Югра вошла в число регионов, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы - 0,5% от экономически активного населения.
Одновременно, во взаимодействии с прокуратурой и другими контрольно-надзорными органами, мы следили за своевременностью выплаты заработной платы, за тем, чтобы недобросовестные владельцы бизнеса не ущемляли интересы работников, не понуждали их к увольнению по надуманным поводам. Факты есть разные, порой сложные, запутанные. Тем не менее, удалось избежать системных перебоев с выплатами заработной платы. Благодаря своевременному вмешательству перед работниками югорских предприятий была погашена задолженность в общем объеме более 850 миллионов рублей – тысячи кормильцев вернулись домой с заслуженным заработком.
На этом фоне многие югорчане решили сами создавать бизнес. По доле безработных, открывших собственное дело, а это без малого 3%, наш округ входит в число регионов-лидеров России. Малый бизнес, как хорошее лекарство, поддерживает здоровье рынка труда, способствует созданию новых рабочих мест и поддержанию устойчивого потребительского спроса. Почти все постоянные новые рабочие места в 2015 году созданы на базе малых компаний. Преимущественно, они были организованы молодыми людьми – подрастающей предпринимательской сменой Югры. Обороты малого бизнеса в регионе впервые превысили 419 миллиардов рублей, у нас стало на тысячу больше индивидуальных предпринимателей, открылось более двух сотен новых малых компаний.
В свою очередь, Правительство Югры предоставило малому бизнесу все преференции, которые предусмотрены федеральным законодательством. Наш антикризисный план был выстроен вокруг развития предпринимательства и содержал 10 новых механизмов поддержки бизнеса – от грантов малым инновационным компаниям, число которых у нас в округе, кстати, выросло по итогам года на 18%, до снижения арендных ставок и введения налоговых каникул для начинающих предпринимателей. Замечу, стоимость патента по ряду видов предпринимательской деятельности в Югре в 2015 году была ниже, чем в большинстве других регионов страны.
Развитие получило экспортное направление работы бизнеса. В целях поддержки небольших югорских предприятий, ориентированных на внешние рынки, для них были организованы деловые миссии в Венгрию, Бельгию, Нидерланды, Китай и Индию. По их итогам достигнуты десятки договоренностей. Кстати пришлась наша активность на площадках таких межгосударственных объединений как БРИКС и ШОС, выстраивание двухсторонних отношений с отдельными регионами этих стран. Мы приступили к монетизации набранного политического капитала, в том числе за счет реализации таких проектов, как создание новой интернет-торговой платформы «Ворлд-Брикс», запущенной в ноябре прошлого года одной из инновационных компаний Югры.
Одним из мощных заслонов на пути распрямляющейся инфляционной пружины стали действенные механизмы социальной защиты, которые реализованы в виде 91 меры поддержки. Доля граждан, относящихся к малообеспеченным, в округе составила 10,9 при среднероссийском показателе в 13,2 процента. При этом получателями различных социальных пособий и выплат в 2015 году стали 370 тысяч югорчан, практически каждый четвертый житель округа. Их наполнение было расширено, в том числе путем увеличения предельного размера единовременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Повышена адресность за счет введения ценза оседлости не менее 10 лет по 16 мерам поддержки.
Эффективность всей системы социальных гарантий усилило привлечение широкого круга некоммерческих организаций, взявшихся за оказание социальных услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами, сопровождению инвалидов, обслуживанию пожилых людей и реабилитации наркозависимых. Югра одной из первых опробовала систему сертификатов для развития некоммерческого сектора социальных услуг. В 2015 году была создана необходимая база для тиражирования этого опыта на сферу дошкольного образования через «сертификат дошкольника». На подходе - решения по применению аналогичных стимулов для развития негосударственного сегмента дополнительного образования, в том числе для детей с особенностями развития. Соответствующие решения мы прорабатываем в плотном контакте с Агентством стратегических инициатив, Общественной палатой, Общероссийским народным фронтом.
Отдельное, а в год 70-летия Великой Победы – повышенное внимание получили нужды и потребности наших уважаемых ветеранов. В 2015 году капитальные и текущие ремонты прошли в домах и квартирах 1’626 ветеранов Великой Отечественной войны. Еще одна социальная группа на нашем отдельном контроле – это дети-сироты. Число воспитанников детских домов в округе за прошлый год сократилось почти в два раза, в казенных учреждениях остаются менее сотни ребят, тогда как 98,6% или свыше 7,5 тысяч из их числа воспитываются в семьях. Для сравнения – в 2011 году в детских домах воспитывалось почти 550 ребят. Большинство из них обрели семью. Спасибо за это всем югорчанам, каждому лично, кто вложил в это свою душу и любовь.
Наши усилия по поддержанию уровня жизни югорчан в области продовольственной безопасности были сосредоточены на импортозамещении. Мы можем и должны обеспечить себя собственными экологически чистыми и доступными по цене продуктами питания, хотя бы в том объеме, который был способен оказывать воздействие на продовольственный рынок региона. 2015 год подтвердил правильность такой постановки вопроса. 
На полную мощность вышла первая очередь тепличного комплекса в Ярках. Заметный рост был отмечен по всем основным показателям АПК. Так, валовый объем сельхозпродукции впервые превысил 10 миллиардов рублей. Пять лет назад этот показатель был в два раза меньше. Аграрии Югры берут количеством, качеством, широтой интересов. Так, активное развитие получило молочное и мясное животноводство. Мы перешли к разведению собственного поголовья крупного рогатого скота. Ранее высокопродуктивные племенные животные закупались за рубежом, за валюту, теперь деньги и технологии остаются в округе, надеюсь, потребитель выигрывает в цене.
Достижения сельхозпроизводителей в 2015 году могли быть выше, если бы не рекордный летний паводок. С ним, кстати, связаны трудности с заготовкой кормов, которые могли бы иметь далеко идущие негативные последствия. Однако Правительство Югры оперативно вмешалось в ситуацию, выделило аграриям 85 миллионов рублей из резервного фонда. Так что ситуация с кормами пришла в норму, и мы рассчитываем на то, что в этом году сельскохозяйственная отрасль продолжит поступательный рост и развитие.
Промышленный комплекс Югры работал над укреплением базы для роста. В 2015 году введено в разработку 4 новых месторождения, в том числе имени Шпильмана. Введен Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, который позволил округу впервые выйти на 95-процентную планку утилизации попутного нефтяного газа. Запущенная на Сургутском заводе стабилизации газового конденсата дополнительная установка по переработке сырья увеличила проектные перерабатывающие мощности завода с 8 до 12 млн. тонн в год. Запуск первого в округе завода по производству железобетонных конструкций для сборно-монолитного домостроения позволит обеспечить строительство дополнительно 40 тысяч квадратных метров жилья в год. После выхода на проектную мощность, завод сможет полностью закрыть потребности в сборно-монолитном жилье для большей части западных районов Югры. В Советском районе на базе Югорского лесопромышленного холдинга создан первый индустриальный парк для выработки и внедрения технологий переработки древесины, изготовления строительных материалов, обслуживания автотранспорта и специальной   техники.
В отношении жилищного строительства. В этой сфере рынок был перегрет, цены на недвижимость – завышены. Застройщики серьезно задумались о себестоимости и качестве возводимого жилья. Построили чуть меньше квадратов – 964 тысячи по оперативным данным за 2015 год. При этом, во-первых, у нас появилось больше современных и продуманных проектов жилищной застройки: с благоустроенным двором, парковочными местами, внутренней отделкой. Во-вторых, застройщики подвинулись по цене. В среднем по округу стоимость квадратного метра снизилась почти на 7 процентов, в Сургуте – на 10 процентов, Нижневартовске – почти на 15 процентов.
Темпы ввода жилья в 2015 году в пересчете на население в округе соответствуют среднероссийским. Действующие у нас ипотечные механизмы являются одними из наиболее дружественных к людям. Югра входит в первую тройку регионов по объему и числу выданных ипотечных кредитов. Одновременно, у нас одна из самых низких долей просроченной задолженности по кредитам.
В 2015 году на меры государственной поддержки для улучшения жилищных условий было направлено 17 миллиардов 400 миллионов по всем направлениям: для молодых семей, коренных малочисленных народов Севера, молодых ученых и молодых учителей, балочников, бюджетников, очередников, получателей компенсации части процентной ставки, ветеранов Великой Отечественной войны, специалистов на селе, а также на приобретение жилья муниципальными образованиями для предоставления по социальному найму, для расселения из непригодных жилых помещений, формирования фондов социального и коммерческого использования.
Обслуживая большой запрос в жилье для привлеченных врачей, воспитателей и учителей для новых школ и детских садов, в округе построено по одному арендному дому в Нефтеюганске, Сургуте и Ханты-Мансийске. Более 350 квартир «под ключ», с мебелью и всем необходимым для жизни, предоставлены специалистам, востребованным нашей экономикой и социальной сферой.
В 2015 году – 32 тысячам югорских семей, нуждающимся в поддержке по оплате коммунальных счетов, были выделены соответствующие субсидии.
В 2015 году осуществлялось строительство 18 объектов тепло-, и водоснабжения. Введено в строй 12 объектов коммунального комплекса. Среди реализованных проектов – канализационно-очистные сооружения в Нефтеюганске, газификация поселка Кирпичный и жилищного фонда села Троица, реконструкция водозаборов в Междуреченском и Ханты-Мансийске. Число аварий на тепловых сетях в 2015 году по отношению к 2014 сократилось на 35%.
В 2015 году публично, с трансляцией в интернете в режиме онлайн, проведено лицензирование управляющих компаний. Некоторые из них не прошли экспертный и народный отбор и вынуждены были уйти с рынка. В комплексе с аттестацией тех, кто руководит сферой капитального ремонта и ЖКХ, запуском обучающих программ для граждан и общественных советов по коммунальной отрасли и грамотному контролю, это стало сигналом: коммунальный сектор пройдет не только технологическую, но и содержательную перезагрузку. Он должен в полном объеме стать подотчетным людям.
За 2015 год в муниципальных образованиях автономного округа выполнен капитальный ремонт общего имущества в 284 многоквартирных домах. В соответствии с поручением, данным мною по итогам выездной работы в Нижневартовске, граждане повсеместно могут участвовать в общественной приёмке работ по капитальному ремонту. Двести отремонтированных домов уже прошли через эту процедуру, причем есть факты в Нижневартовске, Мегионе, когда именно граждане, не принимая объект, добивались более качественного ремонта кровли, монтажа электропроводки скрытым способом, требовали устранить все недочеты.
Одновременно с модернизацией коммунальной отрасли мы работали над повышением транспортной мобильности югорчан. Модернизирован водный транспорт – новые двигатели установлены на всех судах, осуществляющих пассажирские речные перевозки. Это тоже был наказ югорчан. Негативные явления в экономике отразились на условиях работы транспортных организаций, столкнувшихся с резко возросшей ценой заемных денег, увеличением рублевой стоимости топлива, подорожанием всех приобретаемых за валюту запасных частей и новых транспортных средств. Мы сохранили субсидирование пассажирских перевозок для жителей в диапазоне от 50% для авиатранспорта до 86% для речных маршрутов. Эту работу мы продолжим. Обеспечить связь всех населенных пунктов Югры, самых отдаленных, с «большой землей» - для нас приоритет.
Это необходимые и бюджетоемкие меры. При этом защищенными, стратегическими являются наши долгосрочные вложения в ключевой актив Югры – человеческий капитал. Доступное, передовое и гарантированное каждому образование, медицина, культура и спорт – это важнейшие элементы утвержденной Президентом России Владимиром Путиным Стратегии национальной безопасности страны.
В образовании достигнуты максимальные за последние десятилетия темпы ввода в эксплуатацию новых объектов образовательной инфраструктуры. В 2015 году были сданы в эксплуатацию 27 образовательных объектов, в том числе 19 детских садов, 2 школы, 6 комплексных объектов, включающих и школу, и детский сад. Это позволило закрыть многолетний вопрос с очередностью в детские сады для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. При этом только за последние пять лет число несовершеннолетних в округе выросло на 50 с лишним тысяч детей, впервые перевалило за 400 тысяч количество малышей и подростков. В этих условиях, мы должны были не только отдать прошлые долги, но и сработать авансом на будущее.
Принципиально, что это будущее сосредоточено и в больших городах, и в малых населенных пунктах, сельской местности. Об этом можно судить по географии новых школ и детских садов, около половины из которых построены в районах, а не городских центрах. Дети Югры должны иметь равные возможности для раскрытия потенциала, в том числе ребята с особенностями в развитии и состоянии здоровья. По итогам 2015 года доля зданий общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, выросла на 16% и достигла 62% от числа всех школ, а охват особенных детей программами социализации составил 74%.
Наш округ стал одним из первых регионов России, в котором была использована схема общественной приемки новых социальных объектов. Их оценивают и проверяют сотрудники уполномоченных ведомств и представители сферы образования, культуры, депутаты, маломобильные граждане. Например, по такому механизму в 2015 году была принята в эксплуатацию одна из школ Сургута. Наши данные о доступности объектов базируются на соблюдении набора стандартов и оценках людей.
Исходя из потребностей регионального рынка труда, мы трансформируем нашу образовательную модель, чтобы соединить её с производством, расширить программы подготовки рабочих специальностей. В 2015 году к окружной системе ресурсных и многофункциональных центров квалификаций прибавился еще один в Когалыме. Центр создан в партнерстве с компанией «Лукойл» и реализует 76 программ повышения квалификации нефтегазового профиля. В Ханты-Мансийске и Нефтеюганске открыты два первых в России детских технопарка «Кванториума», важность которых в ходе последнего заседания Госсовета отметил Президент России Владимир Путин. Они ориентированы на освоение технологических основ «профессий завтрашнего дня» - в области робототехники, нейротехнологий, прикладной информатики, авиастроения и космонавтики. Всё это компетенции, востребованные, в том числе, для устойчивого развития и нашей базовой отрасли – ТЭКа, обеспечения её техногенной,  экологической и экономической безопасности.
Теперь о здравоохранении. Из 6 показателей президентских Указов, выполненных в нашем регионе до наступления контрольного срока, 5 приходятся именно на эту сферу. Это коэффициент рождаемости, снижения смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, туберкулеза и младенческой смертности.
При этом мы продолжаем наращивать спектр высокотехнологичных медицинских услуг. Если в 2014 году такие услуги югорчанам оказывали 9, то в 2015 году – 12 учреждений здравоохранения. Формируется система трансплантации органов и тканей – единственного профиля высокотехнологичной медицинской помощи, ранее не оказываемого в медицинских организациях автономного округа. На базе окружной клинической больницы Ханты-Мансийска создан центр трансплантации почки. Больница дооснащена современным оборудованием, 70 специалистов прошли специальную профессиональную подготовку. По итогам года заявки югорчан на получение того или иного вида высокотехнологичной медицинской помощи были удовлетворены в 95% случаев, 5% отложены на время.
Наше оборудование и методики лечения, конечно, значат много, но в и медицине все решают кадры. Суперсовременный медицинский аппарат в руках профессионала – надежда на исцеление, дилетанта – в лучшем случае бесполезная, а в худшем – приносящая вред вещь. Поэтому мы уделяем особое внимание вопросам комплектации медицинского штата, отбора, обучения и мотивации врачей. В крупных городах дела с этим обстоят не хуже, чем в среднем по стране, на селе принимаются дополнительные, адресные меры. В 2015 году ими воспользовались 29 врачей и 8 медицинских специалистов среднего звена. Всего за четыре года реализации программы – 124 врача и 16 специалистов ФАПов. Как результат, наши муниципальные районы сейчас обеспечены врачами на приемлемом уровне.
Другая показательная область – лекарственное обеспечение. Если бы не принятые меры, то с учетом импортной составляющей здесь мог бы сложиться дефицит. Об этом же свидетельствовали вопросы от людей. Теперь их задают намного реже. С апреля 2015 года Югра перешла на систему централизованной закупки лекарственных препаратов. Благодаря этому, количество рецептов на «отсроченном» обслуживании резко пошло вниз, пациенты получили новый сервис в виде СМС-информирования о получении аптеками лекарств, а обеспеченность округа медикаментами отныне неизменно поддерживается на 100% отметке. Это – пример внедрения бережливых технологий.
Бережливый подход мы используем и при развитии системы электронного правительства. По доле зарегистрированных на получение электронных государственных услуг граждан наш регион занимает второе место в России – сейчас аккаунт на Едином портале госуслуг имеют более полумиллиона югорчан. Доступ к услугам по принципу «одного окна» имеют 98,5% югорчан (контрольный президентский показатель на 2015 год – 90%).
Предоставляя услуги, мы получаем обратную связь от людей – насколько югорчане удовлетворены государственным сервисом. С этой обратной связью нам помогают граждане, развитый некоммерческий сектор, краудсорсинговые площадки в Интернете, которые мы запускаем по значимым темам. Именно люди стали источником важнейших инициатив, связанных с наведением порядка в дачных и гаражных кооперативах, повышением эффективности ремонта дорог и качества транспортного обслуживания, усилением контроля за добросовестностью и финансовой чистотой управляющих компаний, настройкой подотчетности гражданам системы капитального ремонта и многих других актуальных решений.

Уважаемые депутаты!

Моему отчёту о работе правительства здесь, в думе автономного округа, предшествовала большая работа. В режиме прямого диалога о результатах 2015 года доложили директора департаментов. В специальном телевизионном формате на вопросы о задачах и проблемах курируемых сфер ответили члены окружного Правительства. Отраслевые отчеты были рассмотрены на заседаниях общественных советов, профессиональным сообществом.
Оценивая итоги 2015 года, люди сходятся в главном: время неустойчивости – это не повод гадать на мировую погоду и замереть в ожиданиях. Нужно мобилизовать все здоровые силы и идти вперед. Югра к этому готова.
Рассчитываю, что в 2016, выборном для парламентариев году, мы выстроим работу эффективно, начиная с этого первого в весенней сессии заседания окружной думы.

Пресс-служба Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.