2012
Комитет финансов Администрации города Когалым (далее – Комитет финансов) является финансовым органом Администрации города Когалыма с правами юридического лица, выполняет функции, предусмотренные налоговым и бюджетным законодательством.
Проводимая в 2012 году бюджетная политика была направлена на решение следующих основных задач:
- сохранение и развитие налогового потенциала муниципального образования;
- обеспечение сбалансированности бюджета города Когалыма, снижение бюджетного дефицита;
- дальнейшее внедрение программно-целевого метода планирования бюджета города;
- оптимизация расходов и кардинальное повышение их эффективности;
- проведение мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений;
- повышение ответственности каждого администратора доходов бюджета города за эффективное прогнозирование, своевременность, правильность и полноту поступления администрируемых им платежей;
- обеспечение дополнительных поступлений в бюджет города за счет средств от использования муниципальной собственности, прежде всего путем повышения эффективности управления муниципальными активами;
- расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, укрепление контроля и финансовой дисциплины;
- совершенствование муниципального контроля, который должен состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств сопровождается анализом достигнутых результатов;
- обеспечение открытости информации о степени достижения запланированных результатов, предоставляя гражданам возможность оценить деятельность органов местного самоуправления.
Проводимая в муниципальном образовании город Когалым в 2012 году налоговая и бюджетная политика, а также комплекс мероприятий, направленный на поддержание стабильной ситуации в социально-экономической и общественно-политической сферах, позволило сохранить на прежнем уровне качественное предоставление муниципальных услуг, реализацию приоритетных национальных проектов и муниципальных целевых программ.
Бюджет города Когалыма на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов впервые утверждался на трехлетний период, решением Думы города Когалыма от 28.11.2011 №100-ГД (с изменениями, внесёнными решениями Думы города Когалыма от 26.01.2012 № 120-ГД, от 29.03.2012 № 135-ГД, от 15.06.2012 № 158-ГД, от 27.09.2012 № 177-ГД, от 20.12.2012 № 207-ГД, от 29.12.2012 № 218-ГД).
Проект решения Думы города «О бюджете города Когалыма на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – проект бюджета) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом автономного округа от 10 ноября 2008 года №132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и решением Думы города Когалыма от 11 декабря 2007 года №197-ГД «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городе Когалыме» (в редакции решения Думы города Когалыма от 27.10.2011 №87-ГД). В соответствии с решением Думы города Когалыма от 28.10.2011 №93-ГД «О назначении публичных слушаний по проекту решения Думы города Когалыма «О бюджете города Когалыма на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», 22 ноября 2011 года проведены публичные слушания по указанному проекту решения.
Проект бюджета, а также предоставляемые одновременно документы, внесены на рассмотрение в Думу города Когалыма 11 ноября 2011 года, в установленные законодательством сроки.
Исполнение бюджета города осуществляется с учетом приоритетного финансирования социальной сферы, обеспечения безусловного соответствия обязательств, принимаемых к оплате за счет бюджетных средств, запланированным объемам ассигнований по соответствующим расходам бюджета, обеспечения прозрачности и публичности бюджета города, в том числе процедур закупок товаров и услуг для муниципальных нужд.
Бюджет города Когалыма на 2012 год утвержден решением Думы города Когалыма от 28.11.2011 № 100-ГД «О бюджете города Когалыма на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» с учетом изменений, внесенных в течение 2012 года
- по доходам в сумме 4 202 893 321,36 рублей;
- по расходам в сумме 4 595 748 049,16 рублей;
- дефицит запланирован в сумме 393 409 612,49 рублей.
Доходы бюджета города Когалыма за 2012 год составили 4 222 964 617,44 рублей или 100,5 % плановых назначений.
Расходы составили 4 254 303 083,03 рублей или 92,6%.
Дефицит бюджета города Когалыма по кассовому исполнению сложился в сумме 31 338 465,59 рублей или 7,0% плановых назначений.
Доходная часть бюджета города Когалыма за 2012 год сформирована за счет следующих видов доходов:
Налоговые доходы в бюджете города по поступлениям за 2012 год имеют удельный вес 34,9%, это второй по величине показатель после безвозмездных поступлений, которые составляют 57,2% поступлений. План по налоговым доходам выполнен на 102,6%, перевыполнение составляет 37 488 319,61 рублей.
По итогам года в налоговых доходах бюджета города по удельному весу первое место занимает налог на доходы физических лиц, поступления которого составили 1 226 401 255,50 рублей и 102,9% плановых назначений, второе – транспортный налог в сумме 121 723 267,71 рублей и 102,4% плановых назначений, третье – налоги на совокупный доход – 110 143 981,96 рублей и 100,5% уточненного плана.
Удельный вес поступлений неналоговых доходов в бюджете города за 2012 год составил 7,9% от доходов бюджета. План по неналоговым доходам в 2012 году выполнен на 107,2%, перевыполнение составляет 9 865 635,57 рублей.
Доходы от использования муниципального имущества являются доминирующими в неналоговых поступлениях и составляют 196 661 456,83 рублей, план по данному показателю перевыполнен на 103,7%, перевыполнение 3 253 505,40 рублей сложилось в связи с ростом количества договоров на аренду муниципального имущества и поступлением средств от проведения аукционов.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов исполнены на 103,7% и составили 80 817 507,66 рублей, перевыполнение сложилось в сумме 2 914 474,86 рублей в связи с поступлением авансовых платежей и досрочным выкупом квартир.
Остальные неналоговые доходы поступили в сумме 57 444 972,11 рублей, что составляет 106,9% от плановых назначений. Сверхплановые поступления в сумме 3 697 655,31 рублей сложились в связи с ростом поступлений штрафов от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также от Управления Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
План по прочим безвозмездным поступлениям исполнен на 99,9% в связи с согласованием зачета задатка на участие в аукционе по продаже права аренды земельного участка под строительство многоквартирного дома в счет средств, запланированных к поступлению по Соглашению о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ОАО НК «ЛУКОЙЛ».
Проведенная работа по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Когалыма за 2012 год.
Снижение недоимки в сравнении с 1 января 2012 года составило 11 732 000,00 рублей, из них:
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 653 000,00 рублей;
- транспортный налог на 10 476 000,00 рублей;
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 477 000,00 рублей;
- земельный налог на 126 000,00 рублей.
Рост недоимки в сравнении с 1 января 2012 года составил 351 000,00 рублей по следующим налогам и сборам:
- налог на доход физических лиц -70 000,00 рублей;
- налог на имущество физических лиц – 281 000,00 рублей.
Комитетом финансов города Когалыма ежеквартально и по мере необходимости проводятся комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города. Постановлением Администрации города Когалыма от 06.03.2012 №551 «О внесении изменения в постановление Администрации города Когалыма от 24.03.2011 №594» утвержден план мероприятий развития собственной доходной базы бюджета города Когалыма, направленных на увеличение собираемости платежей в бюджет города. Информация по результатам проводимых мероприятий, а также проблемам, возникающим в процессе выполнения мероприятий, ежеквартально собирается, тщательно анализируется и выносится на рассмотрение комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет. Протоколы проведенных заседаний предоставляются для ознакомления Главе города Когалыма.
В целях ликвидации задолженности, в рамках межведомственного сотрудничества, на постоянной основе при прокуратуре города Когалыма, совместно с представителями ИФНС по г. Когалыму и ГУ – УПФ РФ в г. Когалыме, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ежемесячно проводятся заседания комиссии по взысканию налоговых платежей с недоимщиков с целью профилактической работы по факту невыполнения налоговых обязательств. Обсуждаются меры, принимаемые руководителями данных предприятий, для погашения существующей задолженности по выставленным инкассовым поручениям в 2012 году, а так же для исключения повторного выставления данных поручений налогоплательщику.
15.06.2012 принято решение Думы города Когалыма №161-ГД «О налоге на имущество физических лиц» (далее-Решение), которое разработано на основании проведенного мониторинга действующего нормативного правового акта города, с учетом модельного нормативного правового акта, рекомендованного Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Решением расширена шкала объектов налогообложения в зависимости от их инвентаризационной стоимости, ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Налоговые ставки на объекты недвижимости инвентарной стоимостью до 1000 тыс. рублей остались без изменений, налоговые ставки по объектам стоимостью выше 1000 тыс. рублей предлагаются к утверждению в размерах согласно направленному модельному акту.
В результате внесенных изменений, согласно данным ИФНС по городу Когалыму, дополнительные поступления в бюджет города Когалыма составят 252 400,00 рублей, что не будет обременительным для плательщиков налога.
Кроме того, в решение дополнительно включен пункт об условиях предоставления льгот:
«Освобождение от налогообложения предоставляется только по одному объекту налогообложения, относящегося к жилому строению, и по одному объекту налогообложения, относящегося к нежилым строениям, помещениям и сооружениям».
С целью создания благоприятных условий для функционирования и развития сферы малого и среднего предпринимательства и роста поступлений налогов на совокупный доход в бюджет города Когалыма принимаются следующие меры:
- предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства гранты на создание бизнеса;
- предоставляется на возмездной основе и на льготных условиях во владение и (или) во временное пользование муниципальное имущество;
- организован мониторинг создания рабочих мест, совместно с БУ «Когалымский центр занятости населения» ведется активная работа по созданию рабочих в секторе малого и среднего бизнеса;
- организуются обучающие семинары, курсы, тренинги, мастер-классы и иные мероприятия обучающего характера для лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью;
- Распоряжением Администрации города Когалыма от 21.04.2011 №82-р создана комиссия по рассмотрению обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам строительства и выделения земельных участков;
- подписано пятистороннее Соглашение о взаимном сотрудничестве и организации взаимоотношений между Администрацией города Когалыма, Фондом поддержки предпринимательства Югры, ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор», Фондом содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в ХМАО – Югре, Фондом микрофинансирования ХМАО-Югры, в рамках данного Соглашения разработан комплексный межведомственный план мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства.
В результате проводимых мероприятий количество малых и средних предприятий города увеличилось на 11 единиц, количество предпринимателей увеличилось на 152 человека.
В мае 2012 года проведена информационно - разъяснительная компания «Уплата имущественных налогов на благо родного края», 17.05.2012 состоялась пресс-конференция на тему ЕНУ (единые налоговые уведомления). В здании Инспекции на стендах размещено информационное сообщение о введении новой формы налогового уведомления. Информационное сообщение об оплате по ЕНУ направлена для размещения в Администрацию города и офисы Сберегательного Банка.
В ИФНС России по г. Когалыму ежемесячно направляется информация об иногородних подрядчиках, осуществляющих свою деятельность на территории города Когалыма более одного месяца, для проверки их на предмет регистрации в налоговом органе. Выявленным налогоплательщикам в результате проведенной работы, не зарегистрированным в налоговом органе, Инспекцией ФНС России направлены письма о необходимости постановки на налоговый учет.
Проводится работа с налогоплательщиками по сокращению задолженности с выездом работников ИФНС в организации города.
Проводится работа со средствами массовой информации в целях сокращения задолженности налогоплательщиков (в газету «Новый вестник» и на ТВ канал «СТС» направлена информация об электронных сервисах, проведена пресс-конференция с журналистами города Когалыма).
Комитетом финансов проводится оценка эффективности предоставления налоговых льгот согласно постановлению Администрации города Когалыма от 18.05.2010 №1042 «О порядке оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». Согласно предоставленной информации ИФНС РФ по г.Когалыму об объемах предоставленных налоговых льгот по местным налогам, рассчитаны коэффициенты бюджетной, экономической и социальной эффективности льгот согласно порядку оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Коэффициент бюджетной эффективности предоставленных льгот по земельному налогу соответствует предельным показателям, следовательно, эффективность предоставления льгот достигнута.
Коэффициент бюджетной эффективности предоставленных льгот по налогу на имущество физических лиц составил 1,1, что меньше уровня инфляции декабря 2011 года к декабрю 2010 года (6,81), следовательно эффект не достигнут. Причина неэффективного показателя в изменении срока уплаты налога, из чего следует значительная разница в поступлениях 2011 года и оценки 2012 года, а также несоответствии уровня инфляции уровню роста налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости земли).
Коэффициент экономической эффективности предоставленных льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц составляет 1,0, что не соответствует предельным показателям, следовательно, эффективность предоставления льгот не достигнута. Причина в планировании ожидаемой оценки 2012 года администратором доходов на уровне показателей 2011 года.
Коэффициенты социальной эффективности предоставленных льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу соответствуют предельным значениям, эффективность предоставления льгот достигнута.
Комитетом финансов города Когалыма ежемесячно проводится сверка с администраторами доходов бюджета по начислению и поступлению платежей в бюджет города Когалыма. Ежемесячно осуществляется анализ исполнения доходной части бюджета города Когалыма, в сравнении с аналогичным периодом прошлого финансового года. Ежеквартально, а также по мере необходимости анализируется информация от администраторов о причинах неисполнения плановых назначений по доходным источникам. Ведется разъяснительная работа с администраторами доходов бюджета о доведении правильных реквизитов до своих плательщиков, в целях своевременного зачисления платежей в бюджет. Осуществляется электронное взаимодействие с УФК по ХМАО – Югре и администраторами доходов бюджета города Когалыма по уточнению и возврату невыясненных платежей бюджета.
В целях улучшения администрирования налоговых платежей в бюджет города Когалыма, между Администрацией города Когалыма и ИФНС России по г.Когалыму заключено Соглашение по информационному взаимодействию от 18.11.2010 №03-01-03/168. В рамках проводимой работы, при возникновении необходимости, заключаются дополнительные соглашения по обмену информацией.
В рамках совместного сотрудничества проведена рабочая встреча уполномоченных представителей: Отделом судебных приставов по г.Когалыму, ОГИБДД ОМВД по г.Когалыму по вопросам подготовки и прохождения материалов по административным правонарушениям и мерам по их устранению. В результате приняты решения:
- проводить совместные рейдовые мероприятия с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г.Когалыму и ОСП по г.Когалыму не менее 3-х раз в неделю с участием СМИ;
- проводить с ежемесячные сверки направленных и поступивших на принудительное исполнение постановлений о наложении административных штрафов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, протоколом заседания комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.12.2011 №4 и рекомендациями Департамента финансов Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 15.02.2012 №755/12 решением Думы города Когалыма от 15.06.2012 №159-ГД установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам города Когалыма, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Общий объем расходов местного бюджета в 2012 году при плане 4 595 748 049,16 рублей составил 4 254 303 083,03 рублей или 92,6% годового плана, в сравнении с 2011 годом расходы местного бюджета увеличились на 9,2%.
Приоритетным направлением бюджета города 2012 года в области расходов по-прежнему является социальная сфера, что обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах здравоохранения и образования, создание условий для культурного и духовного развития жителей города.
Расходы на оплату труда в органах местного самоуправления, не превышают норматива, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2007 № 333-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с учетом изменений внесенных постановлением Правительства ХМАО – Югры от 20.04.2012 №142-п).
В 2012 году осуществлен полный переход к новым типам муниципальных учреждений, и к соответствующему порядку их финансового обеспечения, в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В отчетном году все муниципальные учреждения расходовали средства исключительно через лицевые счета, которые открывает и ведет Комитет финансов.
По состоянию на 01 января 2013 года за счет средств бюджета города Когалыма функционирует 44 муниципальных учреждения, из них:
органов исполнительной власти – 5,
казенных- 6
бюджетных- 27
автономных- 6
За 2012 год Комитетом финансов подготовлены отчеты о проделанной работе по исполнению Соглашений «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города», «О выполнении мероприятий, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011 №478-п «О мерах по реализации Закона ХМАО – Югры «О бюджете ХМАО-Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
В целях реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2012 году полностью исполнен план мероприятий по подготовке и принятию муниципальных правовых актов.
Кроме того, в целях нормативно-правового регулирования бюджетного процесса, процесса совершенствования правового положения муниципальных учреждений Комитетом финансов за 2012 год проведена следующая работа:
• Подготовлено 18 проектов решений Думы города Когалыма:
• о бюджете на очередной год и плановый период - 1;
• о внесении изменений в бюджет города - 6;
• о местных налогах - 2;
• об утверждении отчета об исполнении бюджета города за год – 1;
• об установлении дополнительного основания признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам - 1;
• о согласии на полную замену дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и регионального фонда финансовой поддержки поселений дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц – 1; • о внесении изменений в решение Думы города Когалыма от 25.02.2010 №476-ГД «Об утверждении Положения о Комитете финансов Администрации города Когалыма» - 2;
• о назначении публичных слушаний по проекту решения Думы города Когалыма «Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Когалыма за 2011 год» - 1;
• о внесении изменений в решение Думы города Когалыма от 17.12.2010 №573–ГД «Об утверждении Положения об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных бюджетных и казенных учреждений города Когалыма в переходный период» - 1;
• о назначении публичных слушаний по проекту решения Думы города Когалыма «О бюджете города Когалыма на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» - 1;
• о муниципальном дорожном фонде города Когалыма – 1.
Реализуя направления реформирования бюджетного процесса в области расширения сферы применения программно-целевого метода бюджетного планирования, в муниципальном образовании город Когалым в течение 2012 года активно велась работа по внедрению долгосрочных и ведомственных целевых программ. Доля расходов бюджета города Когалыма, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий составила 85,8 %.
Комитет финансов является координатором городской целевой программы «Об утверждении городской целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования городской округ город Когалым до 2013 года», утвержденной постановлением Администрации города Когалыма от 29.09.2011 №2424. Данная Программа принята во исполнение распоряжения Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». Цель Программы – повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе через создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
На официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru) Комитет по финансам ведет раздел «Бюджет и финансы», на котором размещает нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, отчеты об исполнении бюджета города, информацию о своей деятельности и тем самым обеспечивает открытость и прозрачность бюджетного процесса в городе.
Комитет финансов в рамках текущей деятельности ведет разъяснительную и консультационную работу с главными администраторами доходов и главными распорядителями средств бюджета города Когалыма, своевременно производит уточнение бюджета города и систематически отслеживает движение денежных средств на едином счете бюджета города.