О замене бумажного СНИЛС на электронный эквивалент
В соответствии с изменениями в Федеральном законе от 1 апреля 2019 г. N48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета в ПФР) будут существовать только в электронном виде.
Страховой номер индивидуального лицевого счета, как и раньше, будет открыт каждому зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования гражданину, а храниться будет в электронном каталоге. Важно, что выданные ранее страховые свидетельства продолжат действовать, менять их на новые не нужно.
Свидетельства обязательного пенсионного страхования заменят справкой — бумажной или электронной. Переход будет постепенным, на то, чтобы привести госуслугу по регистрации человека в системе обязательного пенсионного страхования в соответствие с поправками, есть три месяца. Новые бумажные и электронные справки по набору реквизитов будут идентичны страховым свидетельствам, которые имеются у всех граждан России.
Теперь всем, кто становится застрахованным или зарегистрированным лицом, просто открывается номер лицевого счета, по которому можно получить все необходимые услуги — как государственные, так и муниципальные.
Изменения приняты для удобства людей. Электронную справку можно предъявлять в организациях, отправлять работодателю по электронной почте. На формировании пенсионных прав новый формат регистрации в системе ОПС никак не отражается.
В связи с принятыми изменениями разворачивается новый виток охоты за персональными данными граждан в интернете и при личных визитах к гражданам, подходах на улице или контактах с гражданами неких лиц.
Под предлогом обмена на СНИЛС нового образца, лица, представляющиеся кем угодно, просят сообщить его данные, или, представившись сотрудником Пенсионного фонда, просят отдать им СНИЛС старого образца.
С помощью уникального номера неизвестные лица получают доступ к персональным данным граждан. Ближайшие действия, которые мошенники совершают с помощью СНИЛС, – переводят пенсионные накопления граждан из государственного Пенсионного фонда в негосударственный, или оформляют кредит. Одного СНИЛС недостаточно для оформления кредита, однако при предоставлении паспортных данных это становится возможным.
Схема мошенников успешно работает, и граждане предоставляют свои персональные данные. При этом сотрудники Пенсионного фонда Российской Федерации постоянно напоминают, что не ходят по домам, не устраивают обходы по пенсионным вопросам, не работают на улице.
Более продвинутые мошенники создают подставные сайты, на которых просят указать 11 цифр номера СНИЛС, предлагая таким образом якобы проверить наличие выплат от частных страховых фондов. И даже перевести эти деньги на счет клиента, но уже за отдельную плату.
На первом этапе гражданин вводит номер СНИЛС или паспортные данные, после чего сайт показывает якобы положенные к выплате суммы. В большинстве случаев это порядка 100 тыс. рублей. На втором этапе гражданину предлагается оплатить доступ к базам данных частных страховщиков, за что мошенники обещают моментальный перевод средств на счет клиента. Возможно, есть и другие этапы.
В связи с этим Клиентская служба (на правах отдела) в городе Когалыме призывает граждан с особым вниманием относиться к своим персональным данным:
не сообщать номер СНИЛС посторонним лицам;
не предоставлять третьим лица копии документов;
не открывать дверь незнакомым людям, предлагающим работу или услуги Пенсионного фонда (работники ПФР не посещают граждан на дому);
внимательно читать предлагаемые соглашения перед их подписанием;
не пользоваться услугами сомнительных агентств и кредитных организаций.
Проверить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда, либо через МФЦ, либо на едином портале государственных и муниципальных услуг.