Таможней нарушены Ваши права?…
Выезжая за границу или возвращаясь на Родину, все граждане обязательно общаются с таможенниками. И, как правило, это общение при пересечении границы необременительно: быстрый ос¬мотр багажа, штамп в декларацию. Но бывают и иные ситуации: личный более долгий досмотр багажа, длительное ожидание, испорченное настроение и т.д. В таких ситуациях, если Вы считаете, что Ваши права нарушены, помните, что любой человек вправе обжаловать реше¬ния, действия (бездействие) таможенных органов, если таким решением нарушены его права, свободы или законные интересы.
Вы мо¬жете обратиться с жалобой в вы¬шестоящий таможенный орган или суд. Причем подача жалобы в таможенный орган не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного со¬держания в судебные органы. Од¬нако обращение с жалобой ана¬логичного содержания в суд и при¬нятие этой жалобы судом к рас¬смотрению либо вынесение по ней решения является основани¬ем для отказа в рассмотрении жалобы таможенным органом.
Рассмотрим преимущества ведомственного обжалования пе¬ред судебным.
При подаче жалоб в судебные органы необходимо учитывать порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, предусмотренный главой 25 ГПК России, главой 24 АПК России. Данный порядок весьма сло¬жен для применения его на прак¬тике, в отличие от порядка пода¬чи жалобы в таможенные органы, предусмотренный гл. 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В таможенные органы подаются жалобы с указанием факта нару¬шения прав и законных интересов и данных о заявителе в произвольной форме без обязательного приложения копий документов, подтверждающих доводы жалобы.
Образец жалобы
Наименование таможенного органа
Фамилия, имя, отчество или
наименование юридического лица,
подающего жалобу, его место
жительства или местонахождение,
телефон (желательно)
Существо обжалуемых решения, действия (бездействия) в произвольной форме с указанием должности, фамилии, имени, отчества должностного лица таможни (если известно), решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Подпись
дата
Причем при подаче жалоб в тамо¬женные органы заявителю необя¬зательно доказывать правоту сво¬их доводов, также нет условия из¬вещения второй стороны, направ¬ляя ей документы по почтовой свя¬зи или передавая нарочно, тратя свое время и денежные средства.
При обращении в суд, опреде¬лена форма заявления, строгий и довольно таки большой перечень данных (сведений), необходимых для подачи исковых заявлений, с обязательным условием приложе¬ния документов, подтверждающих доводы жалобы, не соблюдение которой может привести к отказу в принятии жалобы к рассмотрению.
Кроме того, при обращении в судебные органы обратившейся сто¬роне необходимо доказывать свою правоту всеми законными способа¬ми, предоставляя документы в подтверждение своих доводов, необхо¬димо направлять второй стороне вторые экземпляры (копии) заявле¬ний с приложениями и представлять в суд документы, подтверждающие направление и получение ответчи¬ком этих копий; тратить свое лич¬ное время для присутствия на су¬дебных заседаниях или составлять и направлять различные ходатай¬ства, отзывы и т.д.
Сроки
Жалоба может быть подана в таможенные и в судебные органы в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении прав, законных интересов. В случае пропуска указанного срока по уважи¬тель¬ной причине, он может быть восстановлен по заявлению гражданина или организации таможенным органом или судом.
В таможенных органах срок рассмотрения заявлений (жалоб) составляет один месяц, в течение которого жалоба должна быть рассмотрена и копия решения направлена заявителю.
Срок рассмотрения жалоб в судебных органах составляет десять дней для физических лиц и два месяца для юридических (без учета бесед, предварительных заседаний и пр.).
Отметим, что подача жалоб в таможенные органы независимо от вида жалобы государственной пошлиной не облагается. При подаче жалоб в судебные органы для их рассмотрения необходимо произвести расчет размера государственной пошлины и уплатить ее.
Ознакомление с результатами
Таможенные органы в обязательном порядке письменно извещают заявителя о результатах рассмотрения поданной им жалобы с разъяснением порядка дальнейших его действий, не зависимо присутствовал ли он при рассмотрении жалобы или не смог, запросил ли решение по жалобе или нет.
Судебные органы должны направлять заявителю решение суда, в соответствии со ст. 258 ГПК России, ст. 201 АПК России – в 3-хдневный срок, ст. 211 АПК России в 5-тидневный срок со дня вступления в законную силу решения, однако на практике сроки рассмотрения жалоб и направления решений по жалобам часто затягиваются. Кроме того, копии судебных решений высылаются лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании. В остальных случаях копии решений суда выдаются сторонам только при личном обращении лица в канцелярию суда.
В судах не разъясняют порядок дальнейшего обжалования, принятых ими судебных актов, делая лишь ссылку о наличии у заявителя такого права. В результате заявитель вынужден обращаться за консультацией к адвокатам, в случае незнания порядка и юридических тонкостей, что вызывает дополнительные денежные затраты.
В структуру таможенных органов входят правовые отделы, должностные лица которых бесплатно проконсультируют о порядке обжалования решений, действий (бездействий) как письменно, так и в устном порядке.
Так, информацию о порядке обжалования можно получить по телефонам в правовом отделе Ханты-Мансийской таможни (3466) 49-73-85, и в правовой службе Уральского таможенного управления (343) 359-53-98. Или по адресам: 1) Ханты-Мансийская таможня: 628624, г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская 25 «б», тел/факс: (3466) 497-340, (3466) 497-308 и 2) Уральское таможенное управление: 620014, г.Екатеринбург, ул. Шейнкмана 31, тел/факс: (343) 359-53-83 / (343) 261-43-34.
При обращении в Ханты-Мансийскую таможню жалобу можно направить почтовой связью по вышеуказанному адресу либо передать лично.
Также необходимо знать, что ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перед подачей жалобы предоставляет лицу возможность обратиться в орган, принявший или не принявший решение, совершивший действие (бездействие) по отношению к нему с запросом о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы лица непосредственно и индивидуально.
Предоставление ответа на запрос дает возможность урегулировать разногласия между заявителем и таможенным органом (согласиться с принятым решение, совершенным действием (бездействием) или представить таможенному органу свои доводы необоснованности принятого решения, совершенного действия (бездействие)).