Нарушения в земельном законодательстве
По итогам 10 месяцев 2016 года в сфере осуществления надзора за использованием и охраной земель в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре государственными инспекторами Управления Росреестра по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре проведено 2309 проверок, в том числе 1170 плановых и 1139 внеплановых, а также 728 административных обследований объектов земельных отношений.
По фактам выявленных нарушения земельного законодательства выдано 892 предписания, из них выполнено 609, привлечено к административной ответственности 886 лиц, на которых наложено 17 млн. 230 тыс. штрафных санкций, из них взыскано 8 млн. 259 тыс.
В целях взыскания неуплаченных штрафов в службу судебных приставов направлено 71 постановление о назначении административного наказания, по результатам рассмотрения которых, с нарушителей земельного законодательства взыскано штрафов на сумму более 151 тыс. рублей.
По фактам невыполнения в установленный срок предписаний, не уплате в установленный срок штрафа, уклонение и воспрепятствование проверок мировыми судьями привлечено к ответственности 289 лиц.
Заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Залуцкий Николай Валерьевич комментируя результаты работы, акцентировал внимание и на профилактике нарушений, разъяснительную работу.
Так в соответствии со ст. 74 Земельного Кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
К наиболее распространённым нарушениям относится самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ст.7.1. КоАП РФ. Санкции вышеназванной нормы влекут наложение административного штрафа.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
В данной связи, правообладателям земельного участка необходимо учитывать, что земельный участок следует использовать в границах учётных в государственном кадастре недвижимости.
Выявить несоответствие в части использования земельного участка вне границ указанных в государственном кадастре недвижимости, возможно путём изучения находящихся на руках землеустроительных дел и межевых планов.
Как правило, границы участка обозначены красными или чёрными линиями. Заборы и объекты, находящиеся за пределами участка, обозначены пунктирными линиями.
В данном случае, определить место положение границ объекта земельный отношений, возможно путём обращения в специализированную организацию, имеющую в штате кадастровых инженеров.
Следующим, часто выявляемым земельным нарушением является использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Санкция ч.1 ст.8.8. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со статьёй 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 3 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа.
Например, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 19 Федерального Закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 19 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдаётся сроком на 10 лет.