Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

Потребителям о дистанционной торговле



Современный рынок предлагает потребителю огромный выбор товаров и услуг. Внедряются все более новые форматы торговли, в том числе с использованием информационных технологий.

Товары в Интернете приобретают 95% опрошенного населения стран ЕАЭС, 78 % потребителей заказывают еще и услуги. При этом, наиболее активно участвуют в электронной торговле потребители в возрасте от 26 до 40 лет (45%) и от 41 до 55 лет (37%). 55% покупателей сталкивались с нарушением прав потребителей в данной сфере. При этом свыше 30% потребителей не знают о том, как нужно поступать в ситуации, когда их права нарушены.

Маркетплейс– это рынок товаров или услуг, только в Интернете. Продавцы ищут на них покупателей, а покупатели – товар. Покупка или контакт с продавцом осуществляется внутри площадки (основными крупными маркетплейсами в России являются Wildberries, Ozon, Яндекс. Маркет, AliExpress Россия и СберМегаМаркет).

Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.

При дистанционном способе продажи товара продавец обязан обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте или странице сайта, если соглашением между продавцом и владельцем агрегатора не предусмотрен иной порядок исполнения такой обязанности. Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное подтверждение оформление заказа.

Оплата товара потребителем путём перевода средств на счёт третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

В связи с периодически поступающими вопросами относительно соотношения между собой положений статей 25 и 26.1 Закона «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор обращает внимание на нижеследующее.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463, связан с правоприменением исключительно статьи 25 Закона «О защите прав потребителей». Согласно положениям данной статьи потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

К дистанционному способу продажи товаров данный перечень применению не подлежит, поскольку содержание статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» принципиально отличается от соответствующих положений его статьи 26.1. Так, согласно пункту 4 статьи 26.1 настоящего Закона  потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней (безотносительно к причинам отказа). А если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то тогда он вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Исключение из этого правила касается только тех товаров надлежащего качества, которые имеют индивидуально-определенные свойства, что подразумевает использование подобного рода товара исключительно приобретающим его потребителем. При наличии между продавцом и потребителем спора по поводу наличия/отсутствия у товара индивидуально-определенных свойств вопрос подлежит разрешению в судебном порядке. 

Обращаем внимание и на то, что дистанционным способом запрещена торговля алкогольной и табачной продукции, установлен запрет на рекламу и стимулирование продажи табачной или никотинсодержащей продукции. В целях прекращения нарушений прав граждан по продаже алкогольной продукции дистанционным способом Роспотребнадзор может обратиться в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о запрете торговли алкогольной и табачной продукции через Интернет. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данные интернет страницы блокируются.

О фактах продажи табачных изделий, никотинсодержащей и алкогольной продукции дистанционным способом граждане могут обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме любым доступным способом: почтовой связью по адресу: 628484, ХМАО-Югра, г. Когалым, ул. Молодежная, д. 17., лично, либо в форме электронного документа через центральный аппарат Роспотребнадзора путем заполнения специальной электронной формы, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора (http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/) в разделе «Обращения граждан».

Также напоминаем о наличии государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), Доступ к ресурсу осуществляется по адресу:  http://zpp.rospotrebnadzor.ru .  Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Материал подготовлен главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме. Овчаренко И.С. Тел. 8(34667)2-36-89