Внимание граждане и предприниматели!
Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьёзная проблема как для потребителей, так и производителей. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить её перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно.
Проект Честный ЗНАК создан для уменьшения количества производимой контрафактной продукции и привлечения распространителей такой продукции к ответственности. Честный ЗНАК — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Маркировке подлежит одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски и молочная продукция. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Любой потребитель, у которого на смартфоне установлено приложение «Честный ЗНАК», сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, условиях хранения, подробное описание товара. Информация, полученная потребителем после сканирования маркировки посредством мобильного устройства, позволяет в автоматическом режиме передавать данные в случае обнаружения несоответствия в контрольно-надзорные органы, что позволяет оперативно реагировать в случае выявления нарушения установленных требований. Всю необходимую информацию и инструкцию по работе с приложением можно получить на официальном сайте Государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак» https://честныйзнак.рф/
О фактах продажи немаркированных товаров, в отношении которых Правительством РФ установлены Правила и сроки введения маркировки средствами цифровой идентификации потребитель может обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме любым доступным способом: почтовой связью по адресу: 628484, ХМАО-Югра, г. Когалым, ул. Молодежная, д. 17., лично, либо в форме электронного документа через центральный аппарат Роспотребнадзора путем заполнения специальной электронной формы, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора (http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/) в разделе «Обращения граждан».
Система маркировки позволит оперативно получать достоверную информацию о движении товаров в рамках деятельности организаций, и это приведет к сокращению объемов незаконного оборота продукции, для граждан маркировка товаров приведет к обеспечению безопасности и защиты их здоровья. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ, и утвержден перечень отдельных товаров по кодам ТН ВЭД и ОКПД-2, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Основные этапы введения маркировки товаров:
1. Маркировка легкой промышленности
С 1 января 2021 г. оборот немаркированных товаров запрещен.
До 1 февраля 2021 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 г.
2. Маркировка фотоаппаратов и ламп-вспышек
До 29 февраля 2020 г. участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе маркировки.
С 1 октября 2020 г. оборот немаркированных фототоваров запрещен.
До 1 декабря 2020 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 г.
3. Маркировка шин
Сроки работы с маркированными и немаркированными шинами для организации розничной торговли
1 ноября 2020 г.
— Обязанность передавать в систему сведения при розничной реализации маркированных шин
— Право реализовывать немаркированные шины
— Право хранить немаркированные шины
15 декабря 2020 г.
— Запрет приобретения немаркированных шин
— Запрет реализации немаркированных шин
— Право хранить немаркированные шины
1 марта 2021 г.
— Запрет на хранение немаркированных шин
— Обязанность передачи в систему всей информации об обороте шин.
4. Маркировка духов и туалетной воды
До 31 марта 2020 г. участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе маркировки.
С 1 октября 2020 г. обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию Российской Федерации, и передача сведений об обороте товаров в систему Честный ЗНАК.
До 30 сентября 2021 г. разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г.
До 31 октября 2021 г. разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. при условии регистрации (описание товара) в информационной системе остатков парфюмерной продукции и внесение в информационную систему мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 01 декабря 2021г.
5. Маркировка табачной продукции
С 1 июля 2020 года
Прекращение оборота немаркированной продукции.
Поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.
С 11 января 2021 года
Начало эксперимента по маркировке никотиносодержащей продукции, который продлится до 28 февраля 2022 года
6. Маркировка молока и молочной продукции
С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.
С 20 января 2021 года - старт обязательной маркировки - подготовительный этап. Появляется возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.
С 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры».
С 1 сентября 2021 года маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.
С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы.
С 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет.
С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.
С 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.