Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

15 марта 2019 года - Всемирный день защиты прав потребителей



Предстоящий день пройдет под девизом «Trusted Smart Products» - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».

Словосочетание смарт-устройства прочно закрепилось в нашем словаре, и применяем мы его по отношению к современным сложным технологическим устройствам: смарт-телевидение, смартфон, смарт часы и т.д. В переводе с английского слово "смарт" означает умный, быстрый, сообразительный. 

Смарт-устройство представляет собой электронное устройство, как правило, связанное с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных протоколов, таких как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, и т.д. Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме и автономно. 

Таким образом, общим для всех устройств, названия которых мы произносим с добавлением слова смарт, является обилие выполняемых функций и возможность их расширения за счёт установки новых приложений. Такая возможность обусловлена тем, что устройства работают под контролем мобильных операционных систем.

К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.

Наиболее популярные потребительские смарт-устройства – это смартфоны, игровые приставки, смарт-телевизоры, приборы слежения за состоянием здоровья (трекеры), игрушки и подключенные автомобили. Смарт-устройство может подключаться, совмещаться и взаимодействовать со своим пользователем и другими устройствами. Смарт устройства связаны друг с другом и с сетью Интернет посредством различных коммуникативных связей. Эти устройства способны осуществлять сбор и анализ данных пользователя и их передачу другому подсоединенному устройству по сети. Эта глобальная сеть смарт устройств также известна как технология «Интернет вещей».

Смартфоны – одни из самых популярных смарт устройств, так как они позволяют переписываться и осуществлять звонки, могут отслеживать действия пользователя, локацию (местоположение) и даже пульс. Кроме того, они могут выступать в качестве основного центра коммуникации, соединяющего пользователя с другими смарт устройствами, такими как принтеры, динамики, домашние системы безопасности или трекеры здоровья.

Помимо смартфонов, также популярны другие подключенные устройства, включая смарт домашние системы безопасности и смарт мониторы слежения за состоянием здоровья. Например, фитнес-трекеры отслеживают уровень физической активности, характер сна и качество состояния здоровья, помогая пользователям достичь лучшего понимания информации о состоянии их здоровья. В доме смарт системы безопасности оснащены беспроводными веб-камерами, замками и датчиками движения. В случае необходимости эти системы могут посылать сигнал тревоги владельцу дома на его смартфон.

Смарт-устройства предлагают потребителям гарантированный комфорт, результативность и персонализированный сервис. Потребители используют смартфоны для выполнения таких важных задач, как осуществление платежей, отправка и получение денежных переводов, связь, доступ к заработной плате, кредиты и т. д. Это означает, что обеспечение доступности, безопасности и защищенности телефонов, подключенных к сети Интернет, особенно важно для потребителей, которые полагаются на их безопасность и надежность в предоставлении этих основных услуг.

Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и не раскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.

В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

Предстоящий Всемирный день защиты прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.

В связи с этим, в Консультационном пункте защиты прав потребителей Учреждения Роспотребнадзора г.Когалыма по адресу: ул.Молодежная, дом 17, каб. № 5, 14 марта 2019 года в 14:30 (тел. 8 (34667) 2-33-03) пройдет обучающее лекционное мероприятие для потребителей по тематике: «Trusted Smart Products» - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».

В целях информирования потребителей и предупреждения нарушений их прав со стороны продавцов и исполнителей услуг посредством сети Интернет специалисты Консультационного пункта проводят выездные консультации граждан, размещают информационные материалы в СМИ. Открыта и работает с 25 февраля по 1 апреля 2019 года «горячая линия» для потребителей, телефон: 8 (34667) 2-33-03.