Ответственность за распространение экстремистских материалов
Проблема экстремизма в современном российском обществе сегодня стоит особенно остро. Экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.
Экстремизм - приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Реализация мероприятий по противодействию экстремистской деятельности в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в котором определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливается ответственность за ее осуществление.
К экстремистским материалам относятся публично демонстрируемые или распространяемые информационные материалы в печатной, аудиовизуальной или электронной (в виде компьютерной информации) форме, а также в любой другой наглядной форме, в которых содержатся:
- призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
- оправдание терроризма;
- сведения, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, отношения к религии;
- пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к насильственному воспрепятствованию осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушению тайны голосования, к насильственному воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций;
- заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений экстремистского характера, связанных с вышеописанными действиями.
Изготовление и распространение печатной и иной продукции экстремистского содержания, в том числе в сети Интернет является основанием для привлечения к административной либо уголовной ответственности.
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве наказания за такие действия предусмотрено наложение административного штрафа, либо административный арест с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства, а также административное приостановление деятельности для юридических лиц.
Уголовным кодексом РФ также предусмотрена ответственность за совершение преступлений экстремистского характера (статьи 280, 282, 282.1, 282.2.
Таможенный контроль, направленный на пресечение ввоза на таможенную территорию Таможенного союза материалов экстремистского характера, в воздушных пунктах пропуска, расположенных в зоне деятельности таможни осуществляется должностными лицами таможни с применением системы управления рисками.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.04.2014 № 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» отделом применения системы управления рисками таможни и Нижневартовским таможенным постом таможни, в отношении ввоза на территорию Таможенного союза физическими лицами печатных материалов на иностранном языке (Таджикском и Арабском) включенных Минюстом России в Федеральный список экстремистских материалов, разработан проект соответствующего зонального профиля риска.
В деятельности по противодействию ввоза на территорию Российской Федерации материалов экстремистской направленности таможенные органы сталкиваются, в основном, с материалами на аудио-, видео- и печатных носителях.
С начала 2014 года по октябрь 2014 года должностными лицами Нижневартовского таможенного поста таможни в ходе таможенного контроля багажа пассажиров, прибывших на территорию Российской Федерации международными авиарейсами из Республики Таджикистан, выявлено 8 случаев ввоза печатных изданий (книг) «Крепость мусульманина» автора Саида бин Али бин вахф аль-Кахтани, которые включены в федеральный список экстремистских материалов.
По данным фактам книги направлены для проведения проверочных мероприятий во 2 отдел г. Нижневартовска Федеральной службы безопасности по Тюменской области. В настоящее время данная книжная продукция передана в Управление ФСБ России по Тюменской области для лингвистической экспертизы.
Для сравнения, в 2013 году должностными лицами выявлен 1 факт перемещения в ВПП материалов экстремистского характера и 1 факт с признаками содержания экстремистских материалов.
Необходимо отметить, что вопросы выявления и пресечения материалов экстремистского характера находятся на особом контроле в таможенных органах Российской Федерации. Ханты-Мансийская таможня по количеству выявленных экстремистских материалов находится на первом месте по Уральскому таможенному управлению.
Экстремизм - приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Реализация мероприятий по противодействию экстремистской деятельности в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в котором определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливается ответственность за ее осуществление.
К экстремистским материалам относятся публично демонстрируемые или распространяемые информационные материалы в печатной, аудиовизуальной или электронной (в виде компьютерной информации) форме, а также в любой другой наглядной форме, в которых содержатся:
- призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
- оправдание терроризма;
- сведения, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, отношения к религии;
- пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к насильственному воспрепятствованию осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушению тайны голосования, к насильственному воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций;
- заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений экстремистского характера, связанных с вышеописанными действиями.
Изготовление и распространение печатной и иной продукции экстремистского содержания, в том числе в сети Интернет является основанием для привлечения к административной либо уголовной ответственности.
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве наказания за такие действия предусмотрено наложение административного штрафа, либо административный арест с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства, а также административное приостановление деятельности для юридических лиц.
Уголовным кодексом РФ также предусмотрена ответственность за совершение преступлений экстремистского характера (статьи 280, 282, 282.1, 282.2.
Таможенный контроль, направленный на пресечение ввоза на таможенную территорию Таможенного союза материалов экстремистского характера, в воздушных пунктах пропуска, расположенных в зоне деятельности таможни осуществляется должностными лицами таможни с применением системы управления рисками.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.04.2014 № 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» отделом применения системы управления рисками таможни и Нижневартовским таможенным постом таможни, в отношении ввоза на территорию Таможенного союза физическими лицами печатных материалов на иностранном языке (Таджикском и Арабском) включенных Минюстом России в Федеральный список экстремистских материалов, разработан проект соответствующего зонального профиля риска.
В деятельности по противодействию ввоза на территорию Российской Федерации материалов экстремистской направленности таможенные органы сталкиваются, в основном, с материалами на аудио-, видео- и печатных носителях.
С начала 2014 года по октябрь 2014 года должностными лицами Нижневартовского таможенного поста таможни в ходе таможенного контроля багажа пассажиров, прибывших на территорию Российской Федерации международными авиарейсами из Республики Таджикистан, выявлено 8 случаев ввоза печатных изданий (книг) «Крепость мусульманина» автора Саида бин Али бин вахф аль-Кахтани, которые включены в федеральный список экстремистских материалов.
По данным фактам книги направлены для проведения проверочных мероприятий во 2 отдел г. Нижневартовска Федеральной службы безопасности по Тюменской области. В настоящее время данная книжная продукция передана в Управление ФСБ России по Тюменской области для лингвистической экспертизы.
Для сравнения, в 2013 году должностными лицами выявлен 1 факт перемещения в ВПП материалов экстремистского характера и 1 факт с признаками содержания экстремистских материалов.
Необходимо отметить, что вопросы выявления и пресечения материалов экстремистского характера находятся на особом контроле в таможенных органах Российской Федерации. Ханты-Мансийская таможня по количеству выявленных экстремистских материалов находится на первом месте по Уральскому таможенному управлению.
Пресс-служба
Ханты-Мансийской таможни
Ханты-Мансийской таможни