Глава Когалыма Николай Пальчиков на расширенном заседании Думы города представил публичный отчет о работе за 2017 год
31 января на расширенном заседании Думы Когалыма глава города Николай Пальчиков представил ежегодный отчет о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Когалыма, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой города Когалыма за 2017 год. В актовом зале Школы искусств присутствовали депутаты, представители общественных, профсоюзных и национально-культурных организаций, руководители общественных советов, правоохранительных и надзорных органов, учреждений, организаций и предприятий города, Молодежной палаты при Думе города Когалыма.
Развитие города по итогам работы в 2017 году глава муниципалитета охарактеризовал в формате видеофильма и презентации, подчеркнув, что главной задачей является продолжение работы, направленной на повышение качества жизни населения. Представляем краткий отчет главы города Когалыма Николая Пальчикова.
Уважаемые когалымчане!
Реализация полномочий органов местного самоуправления – это итог труда всех подразделений и служб Администрации города по основным направлениям деятельности, в которой главной задачей является работа, ориентированная на повышение качества жизни населения.
Всего в 2017 году осуществлялась реализация 41-го полномочия в рамках вопросов местного значения, мероприятий в рамках переданных отдельных государственных полномочий и полномочий, закрепленных статьями 6, 6.1, 19 и 24 Устава города Когалыма.
Традиционно, мы придерживаемся принципа открытости, соблюдения законности в работе с населением и доступности Администрации для жителей города Когалыма.
Основные задачи, стоящие перед нами, определены документами стратегического планирования до 2030 года, с учетом мероприятий государственных программ, без которых невозможна эффективная деятельность.
Они определяют направления в долгосрочной перспективе, формируют единую платформу для разработки муниципальных программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного периода.
Во многом улучшение жизненного уровня населения зависит от достижений в производственной сфере. Промышленное производство было и остается локомотивом нашей экономики, от его состояния зависят наполняемость бюджета города и, соответственно, надлежащее решение вопросов жизнедеятельности города.
В целом, 2017 год характеризовался устойчивыми темпами роста промышленного производства по основным видам экономической деятельности.
Так, объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям составил 34 миллиарда рублей и увеличился в действующих ценах к соответствующему периоду 2016 года на 17 %.
Основной вклад в ускорение промышленного подъёма наблюдался в обрабатывающем производстве.
Доля данной отрасли в общем объёме отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг составила около 37-ми %, объём отгруженных товаров собственного производства – около 13 миллиардов рублей.
На долю отрасли «Добыча полезных ископаемых» приходится почти 33%. Предприятиями этого вида деятельности отгружено товаров на сумму более 11 миллиардов рублей.
Сектор промышленности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» стабильно обеспечивал потребности города в энергоресурсах. Объём отгруженных товаров составил порядка 30-ти % – это более 10 миллиардов рублей.
Одним из главных показателей эффективности работы муниципального образования является обеспечение бюджетного процесса, основной задачей которого было повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами.
Поступление доходов в 2017 году увеличилось на 9,7%, в основном, за счет роста объёма безвозмездных поступлений.
В целях увеличения доходной части бюджета был утвержден план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета.
Эффект от реализации Плана по увеличению доходов бюджета составил 51 миллион рублей.
Расходы бюджета в сравнении с 2016 годом увеличились на 13,8 %.
Бюджетный эффект от мероприятий по оптимизации расходов составил 52 миллиона рублей.
Приоритетными направлениями в использовании бюджетных средств по-прежнему являлись образование, социальная политика, культура, физическая культура и спорт.
На выполнение социальных обязательств направлено более 66-ти% от общего объема расходов. В сравнении с 2016 годом, расходы на социальную сферу увеличились на 19,1%.
Еще одной экономической составляющей бюджета города является управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами, которое обеспечивает стабильную работу муниципальных предприятий и учреждений, поступление доходов в местный бюджет и способствует выполнению социально-экономических функций.
На 1 января 2018 года в муниципальной собственности города значится 19 тысяч 440 единиц муниципального имущества.
В 2017 году в реестр муниципальной собственности включены 148 квартир.
Проведена инвентаризация и сверка муниципального имущества в учреждениях и организациях города Когалыма.
В 2017 году было приватизировано 13 единиц муниципального недвижимого имущества, в том числе:
- в ходе реализации плана приватизации реализовано 2 единицы на сумму 6,7 миллиона рублей;
- во исполнение Федерального закона 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства было предоставлено преимущественное право на приобретение 11-ти арендуемых объектов недвижимости на сумму более 10-ти миллионов рублей.
В 2017 году в бюджет города хозяйствующими субъектами с участием муниципалитета произведены отчисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в сумме 2-ух миллионов рублей.
В современных условиях важной составляющей развития экономики является малый и средний бизнес.
В городе осуществляют свою деятельность 1 тысяча 996 субъектов малого и среднего предпринимательства. Их количество, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось на 12 единиц или на 1 %.
Численность работающих в секторе малого и среднего предпринимательства составила около 9-ти тысяч человек, это 25% от общего числа занятых в экономике. Предпринимателями, получившими поддержку по муниципальной программе развития, создано 24 рабочих места.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания, в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала, является наиболее предпочтительной для малого и среднего бизнеса, в ней сосредоточено свыше 30% предприятий.
Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства за прошедший год составил более 17-ти миллиардов рублей, увеличившись на 1,6%.
Объем налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса ежегодно растет, в 2017 году он составил более 154 миллионов рублей, рост около 4%.
Далее кратко остановлюсь на одном из ключевых направлений деятельности Администрации города - развитии жилищно-коммунального комплекса.
В данной сфере реализуется ряд программ, направленных на совершенствование систем жизнеобеспечения города и повышение качества обслуживаемого жилищного фонда, который на сегодняшний день составляет 465 многоквартирных домов.
В 2017 году отмечена стабильная работа предприятий жилищно-коммунального комплекса. Своевременная подготовка к осенне-зимнему периоду обеспечила надежное тепло-, водо- и электроснабжение потребителей города в зимний период.
Не менее важное направление деятельности – ремонт автомобильных дорог. Так, в 2017 году отремонтировано 59 тысяч 774 квадратных метра дорожного полотна. Всего на капитальный ремонт дорог было израсходовано 83 миллиона рублей.
Следующим приоритетным направлением деятельности является строительство жилья.
По состоянию на 1 января 2018 года доля ветхого жилья, признанного непригодным для проживания граждан, составила 58 тысяч триста квадратных метров, из них 42 тысячи четыреста признаны аварийными.
За 2017 год расселены и отключены от электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения 6 жилых домов, общей площадью 2 тысячи 79 квадратных метров.
В 2017 году введено в эксплуатацию более 25 тысяч квадратных метров жилья, в том числе 1 тысяча 329 квадратных метров - индивидуальное жилищное строительство. Этот показатель выше уровня введённого в эксплуатацию жилья в 2016 году более чем в 4 раза.
По состоянию на 1 апреля 2017 года в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, значится 1 тысяча 538 семей.
Общие расходы на приобретение жилья в 2017 году составили более 456 миллионов рублей. Всего в 2017 году из ветхого и аварийного жилфонда переселена 121 семья.
Теперь перейду к социальной сфере.
Предметом особого внимания было и остаётся обеспечение современного качественного образования и его доступности.
Система образования города Когалыма включает 16 образовательных организаций.
Количество обучающихся в общеобразовательных организациях увеличилось на 252 человека и составило 7 тысяч 515 учащихся.
Все учащиеся начальных классов обучаются по новому стандарту, это 3 тысячи 282 человека.
В 5-7 классах реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Количество обучающихся по новому стандарту – 2 тысячи 155 человек, что составляет 63 % от общего количества учащихся 5 – 9 классов.
Переход на новые федеральные стандарты осуществляется поэтапно с учетом реализации принципа преемственности и завершится к 2022 году
Одним из показателей обеспечения доступности качественного общего образования являются результаты обучения, в том числе государственной итоговой аттестации.
Так, в 2017 году:
- общая успеваемость составила 98 %;
- 30 выпускников 11-х классов получили медали «За особые успехи в учении»;
- 25 выпускников 9-х классов получили аттестаты с отличием;
- отсутствуют на протяжении последних 6 лет обучающиеся, отчисленные из общеобразовательных организаций по причине нежелания обучаться;
- доля выпускников, успешно сдавших единый государственный экзамен по математике и русскому языку, составляет в 11-х классах - 99,5%, в 9-х классах - 100%.
Несмотря на достижения, остаются и проблемы, главная из которых - большой процент (23,1%) школьников, обучающихся во вторую смену – 1 737 человек. Обеспеченность местами в дневных общеобразовательных организациях в 2017 году составила 82,5 % к нормативу. Это свидетельствует о необходимости строительства новой школы.
Кроме общеобразовательных организаций, 3 учреждения осуществляют образовательную профессиональную деятельность - «Когалымский политехнический колледж», филиалы «Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства» и «Сургутского медицинского колледжа».
Функционируют 3 негосударственных образовательных учреждения дополнительного образования: «Лэнгвич Центр», «Школа Английского», Учебный спортивно - технический центр «РОСТО».
Внедряются новые механизмы финансирования дополнительного образования. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», распоряжением Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2017 №264–р «О проведении апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре») с 1 сентября введена система персонифицированного финансирования детей, заключающаяся в закреплении за участниками дополнительного образования определенного объема средств и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю) после выбора соответствующей программы. На конец 2017 года выдано 1 108 сертификатов, что составляет 10% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет и соответствует показателю федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
По состоянию на 1 января 2018 года очередность в дошкольные образовательные организации составила 1 тысяча 877 человек (дети от 0 до 3 лет), из них с 1,5 до 3 лет - 709 человек. При этом все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детские сады.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием и развития вариативных форм
- в двух детских садах на платной основе функционировали три трехчасовые субботние группы кратковременного пребывания, которые посещали 22 ребенка;
- увеличено количество групп на две и количество мест на 40 за счет перепрофилирования помещений в групповые.
Также продолжают оказывать услуги по присмотру и уходу, дополнительному развитию детей дошкольного возраста индивидуальные предприниматели. В 2017 году данными услугами охвачено 334 ребенка дошкольного возраста.
Следующее немаловажное направление – развитие сферы культуры и спорта.
В сфере культуры развито социальное партнерство с Депутатами Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, градообразующим предприятием, учреждениями и организациями, общественными объединениями.
В рамках социального партнерства с Правительством Югры и Публичным акционерным обществом «ЛУКОЙЛ» в 2016 году:
1. выделены дополнительные средства:
- на реконструкцию филиала КДК «Янтарь»;
- на реконструкцию ДК «Сибирь».
2. осуществляется ремонт зданий учреждений культуры, благоустройство и оформление города к праздничным мероприятиям;
3. укрепляется материально-техническая база учреждений культуры;
4. оказывается поддержка творческим коллективам в поездках на международные и всероссийские конкурсы и фестивали.
Учреждения культуры тесно сотрудничают с национально-культурными общественными организациями. Совместно с общественными объединениями проведено более 20 масштабных городских массовых мероприятий.
В 2017 году учреждения культуры организовали около 5,5 тысяч досуговых мероприятий, которые посетило более 323 тысяч человек.
Функционировало 31 творческое объединение, в котором задействовано 1 тысяча 448 участников.
Большая роль в вопросах развития подрастающего поколения отводится физкультуре и спорту. Количество когалымчан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составило свыше 22 тысяч, увеличившись на 2 тысячи человек.
Надо отметить, что количество спортивных объектов в городе ежегодно увеличивается. Так, в 2017 году в Когалыме функционирует 12 турниковых комплексов «WORKOUT». В настоящий момент работает более 120 спортивных сооружений.
В спортивно-культурном комплексе «Галактика» применены современные технологии и созданы все необходимые условия для занятий физической культурой и спортом и вовлечения всех групп населения к здоровому образу жизни.
Обеспеченность объектами физической культуры и спорта в городе Когалыме составляет: 81% спортивными залами и 38% плоскостными сооружениями. Пропускная способность данных сооружений составляет 41% от норматива. А обеспеченность плавательными бассейнами – 20 %.
Значения показателей обеспеченности объектами социальной сферы говорит о потребности в строительстве так же и культурных, спортивных объектов.
Решить проблемы в этой сфере можно не только используя ресурсы муниципалитета, но и с привлечением инвесторов.
Что касается инвестиций, их объём в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям составил около 17-ти миллиардов рублей, что на 2 % выше показателя 2016 года в сопоставимых ценах.
Считаю, что на современном этапе необходимо уделять особое внимание формированию максимально комфортных, предсказуемых и конкурентных условий ведения бизнеса, снижению административных барьеров, стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, углублению диверсификации экономики города. Наращивание объёмов производства и инвестиций в реальном секторе, внедрение новых технологий, создание высокопроизводительных рабочих мест также должны оставаться приоритетными задачами.
Далее остановлюсь на демографической составляющей.
Численность постоянного населения города составила 65 тысяч 997 человек и увеличилась по отношению к 2016 году на 1 тысячу 144 человека. Миграционный прирост составил 390 человек.
За истекший год в городе родился 851 ребенок. Зарегистрировано 229 случаев смерти. Естественный прирост населения составил 622 человека.
В отделе записи актов гражданского состояния официально зарегистрировано 454 брака, число разводов составило 353.
В целом, демографическая ситуация в городе складывается благоприятно: рождаемость превышает смертность в 3,7 раза.
Развитие информационного общества – актуальное направление нашей работы, её цель - повышение эффективности деятельности Администрации города, качества и доступности предоставляемых услуг.
Работниками Многофункционального центра оказывается 223 вида услуг. В течение года было оказано более 45 тысяч услуг, в том числе федеральные – 52, региональные – 103, муниципальные – 54.
Специалистами МФЦ оказано более 12 тысяч консультаций. Среднее время ожидания в очереди составляет не более 4-х минут.
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составляет 99%.
Большое внимание уделялось комплексу мер по поэтапному повышению заработной платы работников бюджетных учреждений, согласно Майским Указам Президента.
В результате предпринятых мер размер среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений за 2017 год составил:
- в сфере культуры – 61 тысяча 241 рубль;
- у педагогических работников:
· - в сфере общего образования – 63 тысячи 440 рублей;
· - в сфере дополнительного образования – 62 тысячи 873 рубля;
· - в сфере дошкольного образования – 55 тысяч 267 рублей.
Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям города на 1 работника составила 69 тысяч 178 рублей.
По уровню средней заработной платы по крупным и средним организациям города за 2017 год город Когалым в рейтинге муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры занимает 8 место среди 22-х муниципальных образований округа.
Вопросы занятости и трудоустройства населения были и остаются одними из самых важных.
В целях содействия повышению эффективной занятости населения, сдерживания роста безработицы и снижения напряжённости на рынке труда в городе реализуется муниципальная программа «Содействие занятости населения…». На реализацию мероприятий направлено более 22-х миллионов рублей. Организовано временное трудоустройство 1 тысячи 123 гражданина, в том числе 692-х несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Оборудовано 9 рабочих мест для инвалидов.
По состоянию на 1 января 2018 года численность безработных граждан составила 123 человека, это на 2 меньше, чем в 2016 году.
Показатель уровня регистрируемой безработицы на конец отчетного периода составил 0,3%, что так же ниже показателя 2016 года.
Кратко остановлюсь на взаимодействии с Думой города Когалыма.
За отчетный период Думой города Когалыма перед Администрацией города было определено 71 протокольное поручение и 15 протокольных рекомендаций, принятых по результатам заседаний и депутатских слушаний, из них:
- по 54 поручениям информация об исполнении была своевременно направлена в Думу города Когалыма и заслушана на соответствующих заседаниях;
- 17 поручений оставлены на контроле и включены в план работы на 2018 год.
С целью повышения эффективности и результативности деятельности по исполнению действующих полномочий, в 2017 году созданы и осуществляют свою деятельность органы управления проектной деятельностью - Проектный комитет и муниципальный проектный офис.
В рамках проектного управления Администрацией города Когалыма принято участие в реализации федеральных и региональных приоритетных портфелей проектов.
Выполнено 43 мероприятия и достигнуто 42 показателя в рамках реализации целевых моделей, определенных перечнем поручений Президента Российской Федерации.
Завершена реализация трех самостоятельных проектов Администрации города Когалыма: «Благоустройство придомовых территорий и внутриквартальных проездов в г. Когалыме в 2017 году», «Создание объекта «Зона отдыха Метелица» в городе Когалыме в 2017 году», «Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Когалыме (Сертификат дополнительного образования)».
Среди городских округов и городских поселений город Когалым признан лучшим в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».
За достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса, Когалым занял 1-е место среди городов Югры и 2-ое место за достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В рейтинге энергоэффективности Югры город признан лидером среди муниципальных образований округа.
За высокие достижения в организации муниципального управления и решении вопросов местного значения, направленных на развитие муниципального образования и благополучие его жителей, занял 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в ХМАО-Югре в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление финансами».
Кроме того, Администрация города признана победителем Всероссийского конкурса «Проектный Олимп-2017» в номинации «Организация и деятельность проектных офисов в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, а также подведомственных им учреждениях».
В дальнейшем органами местного самоуправления будет продолжена реализация ключевых направлений бюджетной и налоговой политики, содействие социальному и экономическому развитию, обеспечение устойчивости бюджетной системы города, повышение уровня и качества жизни населения города Когалыма.
Дополнительно отмечу, что ежегодный отчет был размещен на официальном сайте Администрации города для общественного обсуждения. Замечаний и предложений по представленному отчету не поступило.
В заключение хочу поблагодарить всех за плодотворную работу и конструктивный диалог. Нас объединяет одна цель – решение насущных проблем жителей города Когалыма, повышение их благосостояния, и мы ее обязательно реализуем вместе с жителями нашего города. Это и есть залог нашего успеха.
У нас есть все условия и потенциал для того, чтобы сделать город Когалым ещё более привлекательным и комфортным для проживания, и мы их используем.
Спасибо за внимание!