Заседание координационного совета по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей прошло в Югре
Вчера, 27 ноября, в Ханты-Мансийске прошло первое заседание координационного совета по вопросам обеспечения и защиты прав потребителей. Совещание прошло в формате видеоконференцсвязи с подключением всех муниципалитетов Югры под председательством губернатора ХМАО-Югры Натальи Комаровой. В студии Когалыма присутствовали глава города Николай Пальчиков, начальник ОМВД по г.Когалыму Игорь Доронин, начальник территориального отдела Роспотребнадзора по городу Когалыму Иван Казанцев, председатель Общественного совета по осуществлению контроля за выполнением организациями жилищно-коммунального комплекса своих обязательств Леонид Митюков, а также руководители отраслевых служб Администрации города.
Вопрос оценки эффективности работы по обеспечению и защите прав потребителей обсуждался президиумом Госсовета Российской Федерации в апреле 2017 года. По его итогам Президент РФ утвердил перечень поручений, далее Правительство Российской Федерации утвердило национальную Стратегию по защите прав потребителей до 2030 года. «Наша работа должна быть синхронизирована с этими документами, - обратилась Наталья Комарова к участникам заседания координационного совета. – В числе приоритетных задач - обеспечение защиты граждан как потребителей, повышение качества их жизни; защита прав социально уязвимых групп населения, стимулирование деятельности общественных объединений потребителей».
По итогам социологического опроса в 2017 году в Югре зафиксировано повышение уровня удовлетворенности населения такими услугами как связь, дошкольное и дополнительное образование, розничная торговля. Вместе с тем установлено снижение качества обслуживания в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении.
Кроме того, по итогам 9 месяцев текущего года зарегистрировано снижение количества обращений граждан в органы местного самоуправления за консультацией либо содействием в защите нарушенных прав потребителей (на 7,4%). В то же время общее количество таких обращений остается значительным (7808 обращений). Их анализ показал, что потребители обращались за консультацией и помощью в соответствующие государственные и муниципальные структуры после безуспешных попыток самостоятельно справиться с проблемой. «В этой связи информационно-просветительская работа остается важнейшим направлением деятельности в сфере обеспечения прав потребителей и предупреждения нарушений их прав», - отметила губернатор.
В числе федеральных и региональных приоритетов в сфере защиты прав потребителей – поддержка общественных объединений потребителей. С этой целью при Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре создан Консультативный совет. О работе Совета рассказала руководитель окружного Управления Майя Соловьева.
В 2017 году Управлением Роспотребнадзора в общей сложности проведено 1708 проверок. Значительно снизилось количество внеплановых проверок, проведенных по заявлениям граждан, права которых нарушены, - с 519 до 130.
По итогам проверок выдано 233 предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждено 711 дел об административном правонарушении, вынесено 739 постановлений о назначении административного наказания, 77 дел направлено на рассмотрение в суды, судами принято решение о назначении административного наказания по 76 делам, из них по 15 с конфискацией предметов административного правонарушения.
За 9 месяцев 2017 года проведено 285 проверок в отношении субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции. Выявлено 184 факта нарушений.
Управление Роспотребнадзора по Югре широко применяет полномочия по судебной защите нарушенных прав потребителей. Так, за 10 месяцев 2017 года в защиту прав потребителей по судебным делам дано 28 заключений, из них удовлетворенно требований потребителей 21. В пользу потребителей присуждено 2,4 млн рублей.
Существенно снизилась доля жалоб на розничную торговлю. В текущем году отмечается рекордное снижение доли жалоб на туристические услуги. Доля жалоб на жилищно-коммунальные услуги составила 14,6%.
Финансовые рынки вызывают недовольство от 3 до 8% в сумме всех жалоб на нарушения прав потребителей. При этом подавляющее большинство жалоб поступает на услуги банков - 74-90%. Доля жалоб на транспортные услуги составляет 1,1-2,7%. Подавляющее большинство жалоб потребителей транспортных услуг недовольно качеством авиаперевозок.
Начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Югре Василий Романица проинформировал о выявленных фактах преступлений. Так, за 10 месяцев 2017 года полицейскими округа выявлено 2578 фактов нарушений в сфере потребительского рынка, из них 24 нарушения требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, 42 нарушения за незаконную розничную продажу алкогольной продукции физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, 1511 нарушений правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 626 фактов за незаконную реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним.
В рамках мероприятий по обеспечению законности предоставления услуг в сфере торговли полицией выявлено 248 экономических преступлений, большинство из которых связано с реализацией контрафактного алкоголя. Так, в Сургуте пресечена деятельность подпольного завода по производству контрафактных спиртных напитков общеизвестных торговых марок.
Всего в текущем году из незаконного оборота изъято более 108 тысяч литров некачественной алкогольной продукции на сумму более 40 млн рублей, установлено более 80 нарушителей - юридических лиц, являющихся лицензиатами (большая часть совершенных правонарушений относится к реализации алкогольной продукции после 20:00, что запрещено нормами действующего Закона Югры) и более 400 индивидуальных предпринимателей, допустивших административные нарушения в сфере оборота алкогольной продукции.
Руководитель Службы жилищного и строительного надзора Югры Артем Копылов доложил о результатах использования разработанной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Службой в текущем году проведено 5960 проверок, в результате которых наложено административных штрафов на общую сумму 24,8 миллиона рублей, что больше на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В 2017 году Службой рассмотрено 7226 обращений. За отчетный период количество обращений по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг также сократилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 11,9% снизилось количество обращений по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Особое внимание Служба уделяет вопросам перерасчета гражданам размера платы за жилищные и коммунальные услуги. По итогам работы произведен перерасчет в сторону уменьшения за 2017 год почти на 8 млн рублей.
Снижению количества обращений, проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей способствовала большая разъяснительная и информационная работа специалистов Службы с председателями советов многоквартирных домов, членами общественных советов по вопросам ЖКХ муниципальных образований, управляющими организациями и другими заинтересованными представителями.
Также Служба инициировала работу муниципальных образований, управляющих организаций по созданию советов многоквартирных домов. В Югре создано 4052 совета, что составляет 40% от количества многоквартирных домов.
О том, как организована работа Консультационно-правого центра по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг, каковы результаты, что делается для развития гражданских инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций в этой сфере, рассказала исполняющая обязанности директора департамента общественных и внешних связей Югры Ирина Безносова. Всего в 2017 году в Консультационно-правовой центр обратилось 1102 жителя автономного округа (в 2016 году за аналогичный период обратилось 937 жителей), общее количество поступивших от граждан вопросов - 1162.
Анализ тематики заданных вопросов показал, что лидировали вопросы, касающиеся качества оказания жилищно-коммунальных услуг (53%), на втором месте – вопросы по порядку расчета платы за жилищно-коммунальные услуги (34%), вопросы по управлению многоквартирным домом составили 8%.
На портале «Открытый регион – Югра» создана коммуникационная система «Книга предложений». Все вопросы, предложения и ответы на них, а также оценки ведомствам в виде рейтингов публикуются в отрытом доступе на портале.
С января по сентябрь 2017 года в «Книгу предложений» поступило 243 сообщения граждан, 93 из которых касались вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, 25 - благоустройства территорий.
Исполняющий обязанности директора департамента внутренней политики Югры Дмитрий Сердюков сообщил, что важнейшим направлением деятельности в сфере обеспечения прав потребителей и предупреждения нарушений этих прав является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности потребителей и хозяйствующих субъектов. Наиболее доступным и оперативным звеном региональной системы защиты прав потребителей являются органы местного самоуправления. Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей за предыдущие годы свидетельствует об устойчивой тенденция к снижению числа обращений: 2008 год - 20573, 2010 год - 16531, 2016 год - 11210, за 9 месяцев 2017 года - 7808 обращений.
Был отмечен положительный опыт работы Нижневартовска, Сургута, Ханты-Мансийска по просвещению социально уязвимых категорий населения посредством проведения лекций в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, библиотеках, проведения конкурса знаний по защите прав потребителей (г.Ханты-Мансийск).
В Когалыме, по информации отдела по защите прав потребителей и развития предпринимательства по аналогии с окружной динамикой отмечается снижение количества обращений граждан. Так, за 9 месяцев 2017 года в отдел поступило 52 обращения от граждан по вопросам защиты прав потребителей, в то время как за 9 месяцев 2016 года таковых было 107.
Двукратное снижение обращений за последние год свидетельствует о планомерной работе, проводимой Администрацией города и территориальным отделом Роспотребнадзора по городу Когалыму по просвещению населения в области защиты прав потребителей, также о том, что потребители уже накопили определенный положительный опыт урегулирования споров и могут самостоятельно решать вопросы в досудебном и судебном порядке.
Наибольшее количество обращений потребителей зарегистрировано по вопросам и спорным ситуациям, связанным с покупкой товаров, их доля составила 78,1% от общего количества обращений, при оказании услуг соответственно 21,9%.
В сфере торговли чаще всего регистрировались обращения и жалобы потребителей на неправомерный отказ продавцов в удовлетворении требований при продаже непродовольственных товаров с выявленными после покупки и эксплуатации недостатками, на непредставление потребителю полной и достоверной информации о приобретаемом товаре, на нарушение сроков выполнения требования по устранению недостатков.
За 9 месяцев 2017 года аналогично 2016 году сохранились группы непродовольственных товаров ненадлежащего качества, по которым потребители обращаются в первую очередь это: сотовые телефоны и телефонные аппараты; электробытовые машины и приборы; компьютерная техника; бытовая радиоэлектронная аппаратура.
Администрация города Когалыма еще раз напоминает, что в случае возникновения вопросов в сфере взаимоотношений «продавец – покупатель» граждане могут обратиться за консультацией в отдел потребительского рынка и развития предпринимательства управления экономики Администрации города Когалыма по телефону: 93-761, либо лично по адресу: ул. Дружбы Народов, 7, каб. 239.