Всемирный день ребенка
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей – 20 ноября. Праздник направлен на обеспечение благополучия, материальной, физической и психологической стабильности детей по всему миру.
Всемирный день ребенка - это напоминание взрослым о детях, и, в первую очередь, родителям. Не каждый взрослый, к сожалению, понимает, что ребенок - индивидуальность, и с этим нужно считаться. Поэтому в семье часто возникают недопонимания и ссоры.
Каковы же основные причины конфликтов ребенка и родителя и как их разрешить? Давайте разбираться.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
1. Столкновение интересов родителя и ребенка: чаще всего поводом для конфликта с родителями является – учеба и плохие оценки (35%); домашние обязанности (22%); непонимание (21%); запреты, строгость, подозрения, придирчивость родителей (19%); из-за пустяков и мелочей (6%).
2. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Быстро убери все!», «Замолчи, чтобы больше я этого не слышал!». В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
3. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя». Угрозы бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик. При частом повторении угроз, предупреждений, дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
4. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых» и т.д. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.
5. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т.д. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания рассказать больше о своей проблеме.
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя!» и т.д. Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут, они вызывают у детей либо активную защиту (ответное нападение, отрицание, озлобление), либо уныние, подавленность. У ребёнка формируется низкая самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадежный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
7. Обзывание, высмеивание: «Не будь слабаком», «Какой же ты лентяй» и т.д. Все это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
1. Способ «Настоять на своем».
Различают два варианта данного способа:
• «Выигрывает родитель» - неконструктивный. Сами того не замечая, родители показывают сомнительные пример поведения: «Всегда добивайся того, что хочешь, не считаясь с желаниями другого». Дети быстро учатся делать то же самое, как бы возвращая взрослым преподанный урок.
• Мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания - неконструктивный. В этом случае ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».
ИТОГ: дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
2. Способ «Уступить, сохраняя мир».
«Выигрывает только ребенок» - это неконструктивный метод разрешения конфликтов. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовывать.
ИТОГ: со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, эти дети остаются в одиночестве, часто встречают насмешки, и даже отвержение. В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.
3. Способ «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок» - конструктивный.
Шаги разрешения:
1) Прояснение конфликтной ситуации
2) Сбор предложений (без критики)
3) Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого
4) Детализация решения
5) Выполнение решения, проверка
Родители! Верьте в своих детей! В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба родителя с ребенком, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие в судьбе ребенка дают положительные результаты.
Всемирный день ребенка - это напоминание взрослым о детях, и, в первую очередь, родителям. Не каждый взрослый, к сожалению, понимает, что ребенок - индивидуальность, и с этим нужно считаться. Поэтому в семье часто возникают недопонимания и ссоры.
Каковы же основные причины конфликтов ребенка и родителя и как их разрешить? Давайте разбираться.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
1. Столкновение интересов родителя и ребенка: чаще всего поводом для конфликта с родителями является – учеба и плохие оценки (35%); домашние обязанности (22%); непонимание (21%); запреты, строгость, подозрения, придирчивость родителей (19%); из-за пустяков и мелочей (6%).
2. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Быстро убери все!», «Замолчи, чтобы больше я этого не слышал!». В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
3. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя». Угрозы бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик. При частом повторении угроз, предупреждений, дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
4. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых» и т.д. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.
5. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т.д. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания рассказать больше о своей проблеме.
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя!» и т.д. Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут, они вызывают у детей либо активную защиту (ответное нападение, отрицание, озлобление), либо уныние, подавленность. У ребёнка формируется низкая самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадежный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.
7. Обзывание, высмеивание: «Не будь слабаком», «Какой же ты лентяй» и т.д. Все это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
1. Способ «Настоять на своем».
Различают два варианта данного способа:
• «Выигрывает родитель» - неконструктивный. Сами того не замечая, родители показывают сомнительные пример поведения: «Всегда добивайся того, что хочешь, не считаясь с желаниями другого». Дети быстро учатся делать то же самое, как бы возвращая взрослым преподанный урок.
• Мягко, но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания - неконструктивный. В этом случае ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».
ИТОГ: дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
2. Способ «Уступить, сохраняя мир».
«Выигрывает только ребенок» - это неконструктивный метод разрешения конфликтов. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовывать.
ИТОГ: со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, эти дети остаются в одиночестве, часто встречают насмешки, и даже отвержение. В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.
3. Способ «Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок» - конструктивный.
Шаги разрешения:
1) Прояснение конфликтной ситуации
2) Сбор предложений (без критики)
3) Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого
4) Детализация решения
5) Выполнение решения, проверка
Родители! Верьте в своих детей! В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба родителя с ребенком, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие в судьбе ребенка дают положительные результаты.
БУ «Когалымская городская больница»
по материалам БУ «Центр медицинской профилактики»
по материалам БУ «Центр медицинской профилактики»