«Справедливые цифровые финансовые услуги»
девиз Всемирного дня прав потребителей в 2022 году «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В 2022 году он проходит под девизом «Fair Digital Finance - Справедливые цифровые финансовые услуги».
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.
Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.
Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.
Все эти новые и удобные финансовые инструменты, не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступающих в органы, осуществляющие защиту прав потребителей, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Традиционно в преддверии праздника Отделом потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Когалыма совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме, проводится работа, направленная на консультирование жителей города по различным аспектам закона о защите прав потребителей. Особое внимание уделяется разъяснению правовых аспектов законодательства, связанных с девизом года.
2022 год не исключение с 15 по 31 марта 2021 года проводится акция «Горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей. Жители города могут задать вопросы по защите прав потребителей и получить необходимую информацию и консультацию по телефонам:
- специалисты отдела потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Когалыма 8 (34667) 93-761, 93-760;
- специалисты территориального отдела в г. Когалыме и Консультационного центра в Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО - Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе, в г. Когалыме» 8 (34667) 2-36-89, 8 (34667) 2-74-79 (доб.802).