Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

ТАМОЖНЯ? КУДА ПОЙТИ ПОЖАЛОВАТЬСЯ?

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса таможенного союза и главой 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» любое лицо вправе обжаловать решения других органов, действия (бездейсвие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, решения, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица которого обжалуется, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Итак, с чего начать?

Куда обратиться?

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. При обжаловании решений, действий (бездействия) Ханты-Мансийской таможни и таможенных постов таможни можно обратиться в:

В течении какого времени можно обжаловать решения таможенного органа?

Любое лицо вправе обратиться с жалобой в течение трех месяцев:

В случаях поступления жалобы в таможенный орган, не имеющий полномочий ее рассматривать, жалоба направляется в надлежащий таможенный орган в течение трех дней с обязательным уведомлением заявителя.

Подача жалобы в таможенный орган не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Однако, обращение с жалобой аналогичного содержания в суд и принятие этой жалобы судом к рассмотрению либо вынесение по ней решения, согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ, является основанием для отказа в рассмотрении жалобы таможенным органом.

Какова форма и содержание жалобы?

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, подавшим жалобу собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать;

  1. наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
  2. фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения (желательно указать и другие координаты для оперативного решения вопросов, в случае их возникновения: номер телефона, e-mail и др.)
  3. существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

Эти сведения в совокупности позволяют идентифицировать предмет обжалования, что необходимо для проверки законности и обоснованности обжалуемого решения, действия (бездействия). В зависимости от того, обжалует лицо решение, действие (бездействия) таможенного органа или должностного лица, в жалобе указывается наименование и (или) фамилия, имя, отчество должностного лица. Если последние не известны, можно указать иные запомнившиеся сведения о должностном лице таможенного органа (его характерные приметы, звание, возраст и др.).

Сведения о лице подавшего жалобу (его место жительство или местонахождение) позволяют не только определить предмет обжалования, но и уведомить лицо о решении по жалобе, о продлении срока ее рассмотрения, а также запросить у лица документы, отсутствующие у таможенного органа и имеющие существенное значение для принятия решения.

Можно ли подать жалобу устную?

Да. Можно подать жалобу в таможенные органы не только в письменном, но и в устном виде при визите в таможню или на таможенный пост (без оформления письменной жалобы). Это упрощенный порядок обжалования.

Возможность применения упрощенного порядка обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа закреплена в ст. 49 ФЗ РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Данный порядок нацелен на максимальное упрощение процедуры обжалования и может быть применен для обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств).

Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

Что нужно при себе иметь, чтобы подать жалобу?

Для подтверждения полномочий руководителя организации, действующего от имени организации, представляются следующие документы:

Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях. Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, утвержденным федеральным органом юстиции.

Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности. При подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печалью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего. Если доверенность заверена нотариально, представление иных документов не требуется, так как полномочия лица, ее выдавшего, проверяются нотариусом.

Сколько стоит подать жалобу?

Подача жалоб в таможенные органы независимо от вида жалобы бесплатна (в отличие от судебного обжалования государственной пошлиной не облагается).

Срок рассмотрения жалобы.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается в течении одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Как получить решение по жалобе?

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, в обязательном порядке направляется заявителю по адресу, указанному в жалобе.

Какие основания для отказа в рассмотрении жалобы?

Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу не позднее пяти рабочих дней со дня поступления жалобы:

  1. если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
  2. если не соблюдены требования, установленные ч. 1, ч. 2 ст. 42 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ (письменная форма и содержание жалобы);
  3. если лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
  4. если предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
  5. если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном ст. 39 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ;
  6. если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
  7. если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела;
  8. если имеется решение, принятое в соответствии со ст. 48 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы (повторная жалоба);
  9. если отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.

Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть также обжаловано.

Можно ли отозвать жалобу?

Возможность отзыва жалобы, поданной на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица закреплена статьей 45 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Жалоба может быть отозвана в любой момент до вынесения по ней решения.

Однако следует помнить, что отказ от жалобы по заявлению представителя допускается, только в случаях, когда такое право представителя прямо предусмотрено в документе, удостоверяющем его полномочия.

Также, хотим обратить внимание, что перед подачей жалобы, в соответствии со ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» можно обратиться в орган, принявший или не принявший решение, совершивший действие (бездействие) по отношению к лицу, с запросом о причинах и основаниях данного решения или совершенного действия, либо о причинах непринятия решения или не совершения действия, если это затрагивает права и законные интересы лица непосредственно и индивидуально.

Ответ на запрос дает возможность урегулировать разногласия между заявителем и таможенным органом, позволит избежать судебных тяжб, лишней траты денег и нервов.

Информацию о порядке обжалования можно получить в правовом отделе Ханты-Мансийской таможни по телефонам: (3466) 497-384, 497-385, 497-340 или по адресу: 1) Ханты-Мансийская таможня: 628624, город Нижневартовск, улица Ханты-Мансийская, дом 25 «Б»; факс (3466) 497-308, 2) Уральское таможенное управление: 620014, город Екатеринбург, улица Шейнкмана, дом 31, телефон (343) 359-53-83, факс (343) 261-43-34.